Российские оружейники проигрывают битву за Индию
Несмотря на оптимистичные цифры продаж российского оружия, ситуация в данной области на самом деле не столь радужная. Все чаще и чаще российская техника терпит поражения в различных тендерах, причем от российского вооружения отказывается такой давний и проверенный партнер, как Индия.
В конце октября стало известно, что в тендере на самолеты-заправщики, объявленном министерством обороны этой страны, победу одержал европейский самолет A330 MRTT, который индийские военные предпочли российскому Ил-78МКИ. Казалось бы, ничего страшного в подобном проигрыше нет, ведь речь идет о сравнительно небольшом контракте, который оценивается всего-то в миллиард долларов. Сумма для оружейного рынка весьма незначительная, но…
Дело в том, что этот проигрыш стал уже четвертым за последние два года. До Ил-78МКИ индийцы отвергли истребитель МиГ-35, ударный вертолет Ми-28МЭ "Ночной охотник" и транспортный вертолет Ми-26 Т2. Последнее поражение вообще трудно объяснить, так как Ми-26 является уникальным вертолетом, не имеющим зарубежных аналогов. Плюс ко всему в индийском тендере участвовала модернизированная версия Ми-26 Т2, однако, несмотря на все достоинства российского винтокрылого транспортника, победу в тендере одержал американский вертолет CH-47 Chinook, и Россия недополучит еще один миллиард долларов экспортной выручки.
Но самое большое разочарование ждало российских оборонщиков после того, как были оглашены итоги тендера на поставку в индийские ВВС 126 истребителей. Победу в этом тендере одержал французский Dassault Rafale, а российский МиГ-35 в прямом смысле слова оказался в пролете. Здесь потери куда серьезнее – порядка 14 миллиардов долларов.
Финальным же штрихом в истории непрекращающихся поражений стал тендер на поставку ударных вертолетов, который с легкостью выиграл американский AH-64D Apache Longbow, оставив не у дел российского "Ночного охотника" Ми-28 НЭ. Причем сложно упрекнуть индийских военных в предвзятости: "Апач" хоть и не является сверхсовременной разработкой, но зато "обкатан" в многочисленных военных конфликтах, где зарекомендовал себя с наилучшей стороны. В то же время Ми-28 не соответствовал условиям индийского тендера по 20 пунктам. Так, российский вертолет мог лишь ограниченно применяться в сложных метеоусловиях, в то время как AH-64D Apache Longbow может воевать хоть ночью, хоть в туман, хоть в условиях песчаных бурь, что не раз доказывал в обеих иракских кампаниях. Иными словами, Ми-28МЭ попросту оказался еще не доведенной до ума машиной, что и сказалось на итогах тендера.
А ведь речь идет о вертолете, который ненамного моложе, чем "Апач"! Американский вертолет совершил свой первый полет в 1975 году, а Ми-28 – семью годами позже. В 1984 году "Апач" был принят на вооружение, а многострадальный Ми-28 добрался до армейских частей спустя 25 лет. И этот "антирекорд", похоже, можно смело заносить в Книгу рекордов Гиннесса. С момента первого полета и до принятия на вооружение прошло 27 (!) лет. Ни один другой боевой летательный аппарат не проделывал такой долгий путь. Тем не менее Ми-28 считается в России новейшим вертолетом, хотя в нынешнем виде его сложно назвать полноценной серийной машиной, так как его производство ведется черепашьими темпами и фактически штучно, в то время как "Апач" давно выпускается сотнями.
Разумеется, винить создателей Ми-28 в подобном "долгострое" нельзя. Как и многие другие работники отечественной оборонки, они заслуживают искреннего уважения за то, что фактически лишь благодаря их усилиям и энтузиазму, в условиях слабого финансирования (а то и при полном отсутствии оного) они смогли-таки довести Ми-28 до серийного производства. Ведь не секрет, что за годы горбачевско-ельцинских погромных "реформ" многие разработки российских оружейников были попросту уничтожены "за ненадобностью", и Ми-28 еще несказанно повезло, что он смог пережить лихолетье девяностых годов и начал поступать в войска. Но все это произошло слишком поздно: несмотря на все плюсы российского "Ночного охотника", американцы все эти годы не сидели сложа руки и постоянно модернизировали "Апач", благодаря чему он, несмотря на свой почти сорокалетний возраст, остается одним из лучших (если не самым лучшим) ударных вертолетов в мире.
Аналогичная история приключилась и с МиГ-35. Несмотря на то, что самолет является не полностью новой разработкой, а лишь модернизацией МиГ-29, по сути, это все еще экспериментальный истребитель. МиГ-35 существует лишь в виде трех предсерийных экземпляров, а серийное производство запланировано на 2013-2014 гг. Да и то если "все срастется" – будет найдена необходимая сумма для запуска истребителя в серию и интерес к этому самолету проявят потенциальные заказчики. Победа в индийском тендере очень способствовала бы постановке МиГ-35 "на крыло", но истребитель не удовлетворил индийских военных по 14 пунктам, и они сделали свой выбор в пользу французского Dassault Rafale. И их можно понять: Rafale уже давно выпускается серийно и к тому же имеет опыт боевого применения в Афганистане и Ливии. Ситуация же с МиГ-35 до сих пор остается неясной: то ли пойдет самолет в серию, то ли не пойдет...
К тому же индийские военные, эксплуатирующую российскую технику, неоднократно жаловались на проблемы с ее послепродажным обслуживанием, и этот фактор также наверняка был принят во внимание. Однако можно не сомневаться, что если бы несколькими годами ранее из российского бюджета своевременно выделялись необходимые средства на доведение до ума МиГ-35, Ми-28 и модернизацию Ил-78, который уступил своему европейскому конкуренту в том числе и из-за устаревших неэкономичных двигателей, то результат индийских тендеров мог бы быть совсем другим. А так российский бюджет недополучил почти 20 млрд долларов. Соответственно, остались недозагружены мощности российских заводов и остались не у дел сотни, если не тысячи рабочих. Зато в российском бюджете почему-то с легкостью находятся деньги на французские вертолетоносцы Mistral, итальянские машины Iveco, израильские беспилотники и прочую иностранную технику.
Спору нет, российской армии необходимы высококлассные и уникальные зарубежные образцы оружия, но всегда надо помнить и о собственной оборонке. Ведь если завтра случится война, вряд ли французы будут помогать с обслуживанием "Мистралей", а израильтяне – с ремонтом своих беспилотников. Скорее наоборот: они сделают всё, чтобы поставленная ими техника как можно скорее оказалась небоеготовой. Поэтому, как и во времена Великой Отечественной войны, вся надежда будет на крепкий тыл, то есть на собственную оборонку.
Более того, недофинансирование различных оборонных проектов приводит к тому, что Россия теряет свои позиции на мировом рынке оружия. Тем более что конкуренты не дремлют: уже сейчас буквально на пятки России наступают Англия и Франция, а на горизонте уже маячат новые серьезные игроки – Израиль и Китай. Да и та же Индия всячески стремится освободиться от иностранной зависимости в поставках оружия и активно разрабатывает собственные образцы, которые через пару десятков лет будут соответствовать мировым стандартам. А Россия продолжает "дожимать" советское наследие: ведь и Ми-26, и Ми-28, и Ил-78, и МиГ-35 – это не чисто российские разработки нового времени, а техника, разработанная во времена СССР. И то же самое можно сказать про другое современное, предлагаемое на экспорт российское оружие – танки Т-90, истребители Су-35, зенитные комплексы С-400. Все это – разработки еще советских времен, которые, пусть и долго, пусть и "со скрипом", но все же дожили до серийного производства. А вот о том, сколько разработок пропало в бардаке горбачево-ельцинского "реформаторского" угара, похоже, никто не знает, и никто никогда так и не узнает.
Да что там разработки! Даже обыкновенный жаропрочный кирпич для теплоизоляции силовых установок индийского авианосца "Викрамадитья" (бывший "Адмирал Горшков) изготовитель корабля, северодвинское предприятие "Севмаш", было вынуждено покупать в Китае, так как в России подобный кирпич не производится. А трубки для котлов закупались на Украине, так как в России прекращено производство стали специальной марки, из которой изготовлены трубки. Скандал с ходовыми испытаниями "Викрамадитьи" – отдельная история, но, тем не менее, дающая вполне внятное представление о причинах, побуждающих индийских военных раз за разом отказываться от покупок российского оружия.
В настоящее время Россия участвует еще в одном индийском тендере стоимостью 1,5 млрд долларов – на поставку 197 легких многоцелевых вертолетов. Участник с российской стороны – вертолет Ка-226Т, модернизация Ка-26 образца 1969 года. Как и в случае с МиГ-35, индийцам был показан вертолет, изготовленный в единственном экземпляре, серийное производство которого пока не начато. Да и базовый Ка-226 выпущен всего в количестве 18 экземпляров, в то время как главный соперник российского вертолета, Eurocopter AS550 Fennec, серийно выпускается почти двадцать лет и состоит на вооружении десяти стран мира. Поэтому все специалисты в один голос утверждают, что шансы Ка-226 на победу в тендере исчезающее малы, и если Ка-226Т проиграет, вероятность чего очень велика, это будет уже пятое подряд поражение в индийских тендерах.
А ведь Индия, стоит напомнить еще раз, является многолетним и проверенным, и, без преувеличения можно сказать, стратегическим партнером России. Не случайно именно ей, единственной стране в мире, Россия передала в лизинг атомную подводную лодку "Нерпа" ("Chakra"). И уж если такой партнер раз за разом отвергает российскую технику, выводы напрашиваются сами собой: Россия стремительно теряет свое место на мировом оружейном рынке. Конечно, Россия и Индия разрабатывают и будут разрабатывать еще много совместных проектов, но первые тревожные звоночки уже прозвенели.