Женщинам в бизнесе предоставят равные права с мужчинами

Председатель "Справедливой России", вице-спикер Госдумы Николай Левичев предложил создать "социальные лифты" в бизнесе специально для женщин. Об этом пишут "Известия" .

Он разработал и вносит в Госдуму соответствующий законопроект. В частности, изменения коснутся закона "Об акционерных обществах" в части обеспечения сбалансированного представительства обоих полов в советах директоров (наблюдательных советах) компаний. Поправки планируется внести в ст. 66 федерального закона "Об акционерных обществах".

Документ затронет интересы крупных акционерных обществ и компаний с государственным участием.

В частности, если инициативу поддержит думское большинство, то половое равенство будет восстановлено пока только в АО, где число акционеров составляет более тысячи человек, а также в тех из них, где "более 25% голосующих акций принадлежит государству или муниципальному образованию". Также предлагается распространить эту практику на дочерние общества, в которых более 50% акций принадлежит государству или муниципалитету.

Также на законодательном уровне будет закреплена норма, по которой "лица каждого пола не могут составлять менее 40% совета директоров или наблюдательного совета".

В пояснительной записке к проекту закона говорится, что на сегодняшний день многие европейские государства законодательно уже гарантировали сбалансированное участие мужчин и женщин в руководстве государственных и крупных частных компаний.

Первой страной, принявшей еще в 2003 году закон о 40-процентной квоте в советах директоров для женщин, была Норвегия. После нее квоты для женщин ввели также Франция, Испания, Италия, Нидерланды и Бельгия. Во Франции за невыполнение этой нормы компании грозят серьезные санкции: назначение директоров-мужчин в таком случае будет считаться нелегитимным, и компаниям запрещено оплачивать работу всего совета.

Николай Левичев говорит, что в ряде европейских государств, если гендерный вопрос законодательно не урегулирован, то на государственных предприятиях действуют внутренние регламенты, обеспечивающие равноправие мужчин и женщин.

По его словам, законы о квотировании присутствия женщин в органах управления компаний оправдывают себя. "Смешанные" команды руководителей работают лучше, чем "однополые". В Европе, где были проведены соответствующие исследования, выяснилось, что показатель окупаемости инвестиций на 26% выше в тех компаниях, где в совете директоров присутствуют женщины.

Депутат уверен, что необходимость специальной защиты прав женщин обусловлена тем, что именно прекрасной половине человечества кроме строительства карьеры приходится нести большую часть забот по уходу за семьей и детьми.

— Специальные карьерные лифты позволят женщинам достигать тех же высот, что и мужчинам, не жертвуя при этом семьей и детьми. Включение дам в советы директоров компаний кроме всего прочего подвигнет бизнес-структуры заниматься социальными вопросами: открывать частные детские сады, предоставлять сотрудникам дополнительное время по уходу за детьми, вводить программы соцзащиты сотрудников, — уверен Левичев.

Он также объясняет, почему в решении вопроса равенства полов такое внимание уделяется прежде всего бизнесу:

— Совет директоров — это коллегиальный орган управления компании. Если на этом уровне будет обеспечено гендерное равноправие, то оно неизбежно распространится и на менеджмент предприятия и на остальных специалистов.

Между тем в самой Думе о гендерном равенстве говорить не приходится. Ни одна парламентская фракция не может похвастаться достаточным женским присутствием. Это подтвердил и инициатор законопроекта.

— Новый парламент не продвинулся в гендерном смысле, — сетует Левичев.

У ЛДПР из 56 членов фракции всего четыре женщины. Столько же женщин и у фракции коммунистов (92 депутата), у СР 10 женщин (64 депутата во фракции), а у ЕР самое большое число представительниц прекрасного пола — 42 женщины, но на 238 депутатов.

Как пояснил сам Левичев, столь внушительное представительство дам в партии власти объясняется просто — большой электоральный охват и прохождение сразу списка депутатов от регионов позволяют "Единой России" включать в него женщин.

— Давайте возьмем оппозиционные парламентские партии — там проходное только первое место. С тезисом, что за женщин не голосуют, можно и не соглашаться и пытаться бороться в электоральном плане, но действительно, если поставить женщину во главе выборной кампании в Государственную думу — это фактически означает ввести дополнительный элемент риска, — полагает депутат.

Он заявил, что женщин, которые имели бы внушительный электоральный вес и тянули бы список вверх, их единицы, поэтому квотный принцип для политических партий вводить рано, а вот в бизнесе это сможет сработать.

Напомним, что предложенный "эсерами" законопроект далеко не первый, который поднимает вопрос гендерного равенства в РФ. В 2003 году в первом чтении был принят проект закона "О государственных гарантиях равных прав и свобод мужчин и женщин и равных возможностей для их реализации". Однако до второго чтения дело так и не дошло.

Первый заместитель председателя комитета по вопросам семьи, женщин и детей Ольга Баталина считает, что гендерные вопросы нужно поднимать очень осторожно и руководствоваться принципом: не навреди.

 — Тема гендерных отношений крайне чувствительна, поспешности и популизма тут быть не должно. Я пока не видела вносимый законопроект, но могу сказать, что предложенная норма — лишь небольшая составная часть большого и сложного вопроса о гарантиях прав и свобод мужчин и женщин, — заявила Баталина.

Член Общественной палаты РФ, председатель Российского независимого профсоюза работников угольной промышленности Иван Мохначук считает, что нельзя компетентность, опыт и талант руководителя измерять по половому признаку.

— В бизнесе определяется не пол — мужчина или женщина, а прежде всего такие качества, как профессионализм, ум, знания, навык. Страна у нас патриархальная, мужчины более активные, а женщины предпочитают заниматься прежде всего семей и в меньшей степени видят себя в бизнесе и политике, — высказался Мохначук.

Коммунисты же уверены, что женщинам и без дополнительных законов после Октябрьской революции 1917 года дана полная свобода как на производстве, так и в политике.

— Если предлагается квотирование, надо обосновать почему, привести факты, цифры, изучить опыт других стран. Любое искусственное ограничение и квотирование не всегда приносит свои результаты. Те же политические партии выдвигают столько женщин, сколько считают нужным. Могу сказать одно, что умная и толковая женщина всегда найдет себе дорогу, если у нее есть поддержка среди родных и близких, коллег по работе, — заявил депутат Николай Харитонов. 

После того как закон, если за него проголосует Дума, будет принят, у предприятий будет целый год, чтобы подготовить качественный кадровый резерв из представительниц слабого пола.


Читайте полную версию на сайте