Барнаул: бриллиант в обмен на погреб
На этот раз, знакомя читателей с деревянным зодчеством Барнаула, мы расскажем о доме архитектора Ивана Феодосиевича Носовича. Особняк, напоминающий сказочный русский теремок, возводили по проекту градостроителя. Тут он жил с семьей и трудился.
Живая память об архитекторе
Кратко расскажем о
нескольких других работах Носовича,
прекрасно знакомых каждому из вас: под
его руководством по проекту петербургского
архитектора Ивана Ропета сооружали
Народный дом - центр культурной и
просветительской жизни Барнаула, который
сейчас занимает Государственная
филармония Алтайского края. По личным
проектам Носовича построен Народный
дом в Бийске, ныне Бийс
Путаница с голодовкой
Деревянный дом Носовича вырос на ул. Чернышевского, 152 в 1908 году. Считается, что Иван Феодосиевич своими руками вырезал наличники для дома и прочие детали, предназначенные для украшения.
В свободной энциклопедии "Википедия" о доме написано, что в 1980-х
годах в окрестностях здания началось
стро
"Однако в апреле 1988 года в дом засели молодые барнаульские художники, музыканты и неформалы, объявив голодовку на полторы недели. В акции участвовали художники Алексей Чеканов, Юрий Эсауленко, скульптор Александр Маркин, тусовщица Вероника Боброва. В местной прессе появились публикации в защиту памятника истории. В результате власти заявили, что дом будет заново отстроен по фотографиям и обмерным чертежам", - говорится в "Википедии".
Выйдя на непосредственного участника описанных событий - скульптора и художника Александра Маркина, по-прежнему живущего в Барнауле, мы выяснили, что никакой голодовки не проводилось. Собеседник по-доброму посмеялся над вымыслом и рассказал, что было на самом деле.
Согласно воспоминаниям Александра Маркина, перед сносом в доме Носовича существовала коммуналка, а затем больница для детей, больных туберкулезом. Чиновники замахнулись на дом Носовича, потому что он им мешал построить на ул. Чернышевского девятиэтажный жилой дом.
В конце 80-х годов Маркину
было под 30. Вместе с соплеменниками он
предлагал городским
"Шикарный дом, - отзывается об особняке Маркин. - Мы предлагали в нем с тогдашним молодежным центром, возглавляемым Владимиром Ильичом Мордвиновым, который потом много лет был директором краевого драматического театра, сделать творческий молодежный центр с парком скульптуры, концертным залом, студиями, мастерскими, кузней.
Уже в 80-х молодежь клей по подъездам нюхала. Я говорил, что нужно сделать так, чтобы если она и нюхала клей, то только столярный в мастерской".
В перенос здания на новое место Маркин не верил. "Все эксперименты по переносу зданий в Барнауле заканчиваются безобразно. Как пример, бывший до недавнего времени Дом писателя. Было очень красивое здание на ул.Чехова. Якобы перенесли. Это одно и тоже, что вы нарисовали Мону Лизу и заявили, что это и есть Мона Лиза", - считает Маркин.
Убедившись в твердости намерений чиновников, творческое объединение "Тихая мансарда" организовало в стенах заброшенного особняка выставку "Прощание со старым домом". Александр Маркин точно не помнит, задолго ли до этого съехала детская больница.
"Прощание со старым домом" проводилось в апреле. На улицах грязища, к дому в частном секторе с трудом пробирались через нее. Внутри жутко холодно. Дом за зиму промерз.
Помимо Александра
Маркина свои картины и скульптуры на
выставке представили юные творцы - Юрий
Эсауленко, Ирина Болдина, Алексей
Чеканов, Александр Боровец. Им было в
пределах 20.
"Было еще несколько музыкантов из группы "Дядя Го". Они приходили к нам и пели песни. Поклонницы "Дяди Го" и "Тихой мансарды" приносили нам кофе в термосах, какую-то еду.
Каждый день выставку посещало около 150 человек. Это очень большой для Барнаула поток. Обычно на выставках мухи от скуки дохнут.
Народ, помнится, из-за грязи думает, то ли идти на выставку, то ли нет. Слышат, что песни Гребенщикова из окна орут. "О, свои! Идем!"", - ностальгирует Маркин.
Акция продлилась шесть дней: выставка проходила в течение двух недель по пятницам, субботам и воскресеньям.
"Зацепили двумя бульдозерами толстенный, толщиной с руку, трос. Рванули дом. Трос лопнул. Зацепили два троса. Рванули. Дом развалился. - продолжает рассказчик. - Я специально ходил посмотреть на оставшееся. Вы не представляете! Дерево снаружи чернеет. А в местах, где бревно к бревну примыкало, оно было красивого кремово-розового цвета! Ни капли не пострадало почти за 100 лет!
Самое печальное
заключается в том, что девятиэтажку
построили в 40 метрах от уцелевшего
фун
В какой-то алтайской газете Александр Маркин прочитал, что из оригинального леса построили некое хозяйственное помещение. Подробностей из материала он не запомнил.
Председатель правления Алтайской краевой общественной организации Союза архитекторов России Петр Анисифоров нам сообщил, что лес собирались перетащить на ул. Анатолия, но "по пути" в один с лишним километр бревна, скорее всего, разворовали. Анисифоров утверждает, что от дома уцелел флигель. Его горожане сняли до разборки основной части особняка, сохранили и передали строителям нового дома.
Новое рождение
Будите проходить мимо современного дома Носовича, обратите внимание на кованый флюгер с датой нового дня рождения дома — 1993.
PS: Откуда же взялась голодовка? По словам Александра Маркина, одновременно с выставкой "Прощание со старым домом" устраивала голодовку упомянутая в "Википедии" "тусовщица Вероника Боброва". Отказом от еды она добивалась опровержения недостоверной информации, опубликованной о ней в местной прессе.
Фото ИА "Амител", а также из личного архива Александра Маркина.
Ссылки по теме:
Барнаул: дом с уникальным архивом под штукатуркой
Барнаул: дом с уникальным архивом под штукатуркой ...