Господдержку автопрома сократят втрое
Минпромторг в конце октября направил в Белый дом материалы
к заседанию правительства, посвященному развитию отрасли в условиях
ВТО. Документ содержит информацию по объему субсидий российским
автомобилестроителям на возмещение части затрат (до 90% ставки
рефинансирования ЦБ) на уплату процентов по кредитам, привлеченным на
реализацию инвестпроектов, а также по антикризисным кредитам,
привлеченным в 2009–2010 годы. Согласно документу, в 2012 году объем
субсидий должен составить 3,9 млрд рублей, в 2013 году — 4,8 млрд
рублей, в 2014 году — 5,6 млрд. С 2015 до 2020 года на господдержку
автопрома предполагается направить еще 31 млрд рублей. Общая сумма
субсидий до 2020 года оценивается более чем в 45 млрд рублей.
При этом распоряжением от 13 августа 2012
года № 1459 "О предоставлении субсидий российским организациям
автомобилестроения" правительство утвердило предложенные Минпромторгом
бюджетные субсидии автопрому в существенно больших объемах.
Предполагалось, что в 2012 году субсидии составят 9,8 млрд рублей, в
2013 году — 7,6 млрд рублей, в 2014 году — 6,6 млрд рублей и в 2015 году — 5,6
млрд рублей. При этом если ранее государство планировало направить
автопрому 29,6 млрд рублей в течение 2012–2015 годов, то теперь эта
сумма сократилась вдвое. До 2020 года планировалось направить на
господдержку отрасли до 60 млрд рублей. Изменилось и распределение
субсидий по годам — если ранее правительство планировало основные
бюджетные расходы на 2012–2013 годы, то теперь максимальный объем
субсидий предлагается перенести на 2014 год. А 31 млрд рублей, обещанный
автопроизводителям до 2020 года, вообще предполагается искать в
бюджете, планирование которого находится за пределами текущей
трехлетки.
Основными получателями бюджетных субсидий в последние годы
были Группа ГАЗ и "Соллерс". "АвтоВАЗ", а также СП Renault-Nissan
практически не почувствуют сокращения субсидий на выплату процентов по
кредитам — в кризисные 2009–2010 годы компании получили беспроцентные
займы от "Ростехнологии", которые затем пролонгировались.
—
Субсидирование согласовывается с автопроизводителями, сокращение идет в
соответствии с реальной картиной в автопроме. Порядка пяти раз в год мы
актуализируем свою инвестпрограмму. Минпромторг за этим жестко следит и
свободные средства направляет на другие цели, — пояснила "Известиям"
представитель корпорации "Русские машины" Елена Матвеева.
Аналитики полагают, что сокращение субсидий обусловлено успешным выходом автоотрасли из кризиса.
— Снижение господдержки обусловлено
актуализацией тех заявок, которые подают автопроизводители по
субсидированию процентов. Средства могут быть израсходованы не
полностью, если выплаты процентов по кредитам ниже, чем выделенные
средства на эти цели. Денег достаточно на те инвестиционные программы,
которые есть, субсидии будут получены в полном объеме, — уверен аналитик
"ВТБ Капитал" Владимир Беспалов.
— Вряд ли автопроизводитель добровольно откажется от
субсидий. В связи с напряженным бюджетом Минфин ищет отрасли,
субсидирование которых можно уменьшить. Расходы на автомобильную
отрасль, по их мнению, можно сократить, и это, наверное, правильно.
Долговая нагрузка у отечественных производителей все еще высока, но
соотношение долга к доходам позволяет компаниям обслуживать эти долги и
инвестировать в производство. В связи с этим поддержка государства
снижается, — поясняет аналитик "Сбербанк КИБ" Михаила Ганелин.
— По итогам девяти месяцев идет рост продаж. По году
ожидается, что будет продано порядка 2,8 млн автомобилей. Это почти
повторяет докризисный уровень, в связи с чем стимулирование отрасли пока
не требуется, — считает аналитик UBS Кирилл Таченников.
Намерение правительства увеличить субсидирование отрасли в будущие периоды аналитики связывают с возможным желанием поддержать производителей коммерческого транспорта.
— В большей степени поддержка требуется производителям
коммерческой техники, которые, во-первых, восстанавливаются медленнее
после кризиса, а во-вторых, конкуренция с иностранными производителями у
них более жесткая в том числе из-за вступления в ВТО, — полагает Михаил
Ганелин.
При этом аналитик "Атона" Михаил Пак сомневается, что в
условиях вступления России в ВТО автопроизводителям следует и дальше
рассчитывать на господдержку.
— Мы вошли в ВТО и теперь должны конкурировать со всеми на
равных рыночных условиях. Эта отрасль у нас уже и так поддерживается за
счет ограничения конкуренции с б/у авто после введения утилизационного
сбора, — говорит аналитик.
Кроме сокращения субсидий автопроизводителям Минпромторг
скорректировал и финансирование программы автокредитования физических
лиц. Сама программа, предполагавшая частичное субсидирование банкам
процентной ставки по автокредитам физлиц, была завершена в прошлом году.
При этом выплаты банкам будут осуществляться до 2014 года. Минпромторг
сократил объемы выплат кредитным организациям с планируемых ранее 6,4
млрд рублей до 6,1 млрд рублей. В текущем году субсидирование
автокредитов было сокращено с 3,3 млрд до 3,2 млрд рублей, в следующем
году — с 2,1 млрд до 1,7 млрд рублей. Зато в 2014 году предполагается
увеличение выплат с 1 млрд рублей до 1,2 млрд. Аналитики полагают, что
снижение господдержки по данному направлению обусловлено желанием и
возможностью покупателей погасить автокредиты досрочно. В Минфине,
видимо, также полагают, что после вступления в ВТО и введения
утилизационного сбора россияне будут вынуждены покупать новые
отечественные автомобили и без льготных условий кредитования.