«Без права на ошибку»: получить права станет значительно сложнее
Так, по данным УГИБДД ГУ МВД России по Алтайскому краю, по вине водителей со стажем вождения до 2-х лет, обучившихся в автошколах региона и сдавших квалификационные экзамены в подразделениях ГИБДД края, за шесть месяцев 2012 года произошло всего 122 ДТП. При этом большинство таких аварий приходится на Барнаул – 58 случаев.
В "грустном" антирейтинге автошкол региона за 6 месяцев (аварийность по вине водителей со стажем управления до 2-х лет, обучившихся в автошколах) лидирует Школа профессионального обучения водителей – 11 таких ДТП. Далее следуют ООО "Автошкола", ООО "Автошкола-элит", ООО "Лидер" и Ник Центр. У выпускников этих автошкол по 5 случаев ДТП.
По три факта ДТП – БОТШ, "Автомобилист", ООО "За рулем", Пу-34 и Новоалтайская ГО ДОСААФ. У учеников остальных автошкол, перечисленных в рейтинге ГИБДД, по 2 случая ДТП и меньше. 7 фактов ДТП приходится на случаи самоподготовки водителей, 8 – автошколы других регионов.
Подчеркнем, в целом за полугодие на дорогах Алтайского края произошло 1 тыс. 613 ДТП, в которых 168 человек погибли и 1 тыс. 926 получили травмы различной степени тяжести. Из-за нарушений Правил дорожного движения водителями случилось 1 тыс. 371 ДТП (84,9% от всех ДТП).
Таким образом, не сложно понять, что по вине новичков происходит не так много ДТП. И большинство из них, как отмечают в автошколах, как правило, случаются не из-за незнания ПДД, а из-за неуверенности и излишней суетливости начинающих водителей.
Поэтому новые инициативы по ужесточению приема квалификационных экзаменов воспринимаются вовсе не радужно. Одна из них – возможность ограничения количества пересдач экзамена на получение водительского удостоверения для выпускников автошкол. О такой возможности на недавней пресс-конференции сообщил замначальника отдела организации экзаменационной работы и контроля за перевозками пассажиров и грузов Главного управления по обеспечению безопасности дорожного движения (ГУ ОБДД) МВД РФ Дмитрий Желтенков.
По его словам, в ГИБДД пересматривают систему статистического учета в экзаменационной деятельности. В перспективе предполагается ограничить количество пересдач, например, после пятого раза. В результате курсант вынужден будет заново оплатить обучение или автошколе придется дообучить его за свой счет.
"О том, что хотят уменьшить количество попыток сдачи экзамена в ГИБДД на получение водительских прав, в нашей автошколе слышали. Не думаю, что это хорошая идея", - заявила"АвтоАмику" педагог-психолог автошколы "Центр Высшего Водительского Мастерства" (БЦВВМ) Лариса Мищенкова.
Новую инициативу она оценивает с долей скепсиса. "Мне сомнительно утверждение, что это позволит уменьшить претензии к качеству обучения автошкол и увеличить учебную "выкладку" инструкторов. Думаю, может возникнуть обратная ситуация. Может получиться так, что вырастут жалобы на сам процесс приема экзамена", - пояснила педагог-психолог.
"Дело в том, что во время сдачи экзамена курсанты находятся в состоянии "экзаменационного шока". Они зачастую не видят свои ошибки и считают, что их попросту завалили. Поэтому ограничения количества попыток пересдач – не очень хороший эксперимент", - считает Лариса Мищенкова.
На примере своей автошколы психолог пояснила, что большинство курсантов сдают на права, как правило, со второго раза. Это, как говорится, средняя температура по больнице.
"Дело в том, что начинает действовать "психологическая прививка". Люди уже более собраны, они знают, что их ожидает. Но есть, конечно, и такие ученики, которые и по семь раз сдают. И это тоже психологический фактор. Ученики признаются, что когда им в машину садится инспектор ГИБДД, они сразу все забывают", - подчеркнула она.
Заместитель начальника "Барнаульской объединенной технической школы ДОСААФ Россия" Николай Турубаров обратил особое внимание на тот факт, что пока просто предложение. Найдет ли оно применение на практике или нет, не известно.
"Что касается ограничения количества сдач, то мы уже проходили такое. Раньше количество пересдач ограничивалось тремя попытками. Думаю, если введут, то будет как-то приспосабливаться. Может быть, менять учебный процесс", - заметил он.
Большинство опрошенных "АвтоАмиком" автолюбителей оценили возможное новшество отрицательно. Водитель, не пожелавший назвать свое имя, подчеркнул, что "взрослый человек должен сам за себя отвечать, но никак не автошкола".
Он считает: "Задача у автошколы --- провести курс обучения. Качество обучения и будет тем критерием, по которому желающие обучиться будут выбирать автошколу. А поскольку автошколы сейчас практически все частные, и от количества желающих у них обучаться напрямую зависит их доход, то рейтинг и качество автошколы и есть главный критерий. Главное, чтобы конкуренция между автошколами была честной. То есть, чтобы не было автошкол, которые по блату могут своим ученикам делать права. Вот об этом руководство ГИБДД должно беспокоиться.
Я против ограничения количества попыток сдачи официального экзамена. Пошлина платится каждый раз при попытке сдачи. Если инспектор каждый раз будет принципиален при приеме экзамена, то, пускай, человек, хоть, каждую неделю пытается сдать. В конце концов, это его время и его деньги. Если ГИБДД опасается за принципиальность и ответственность своих сотрудников, то это уже совсем другой вопрос. Я за честных, принципиальных и ответственных сотрудников ГИБДД. Для водителей уже есть ПДД и требования по сдаче экзамена. Больше ничего изобретать и не надо".
В то же время другой водитель, также не пожелавший представиться, выразил несколько иную точку зрения: "Услугами автошколы пользуются, как правило, один раз в жизни. Т.е. прошел обучение, плохо ли хорошо, получил права и забыл.. Если плохо, хоть сколько кричи, ругай ее - реклама сделает свое дело и придут новые курсанты. Я учился при АГАУ студентом. Нас сдало всего 10% от всего курса. А все почему? потому что на занятиях мы изучали устройство карбюратора от 412 москвича, а на вождении на автодроме инструкторы в карты играли…
Наш поток ушел, пришел следующий, за ним следующий, потом следующий и по сей день автошкола работает. Количество сдавших экзамен в ГАИ - показатель качества обучения и ответственного подхода к обучению. Если в школе видят, что человек ноль полный, какого хрена его в гаи на экзамен пускать?
Если переложить ответственность со школы на курсантов, то автошколы не будут заинтересованы в хорошей подготовке водителей и гаи тоже. Т.к. с одного человека можно будет взять несколько раз за один экзамен".
"За уровень подготовки курсантов должна отвечать автошкола. Если не может сдать ученик экзамен - не пускайте его в ГАИ. Должен быть штраф или отзыв/приостановление лицензии на обучение автошколе, если превышен процент допустимой "несдачи" (например, 10-15%)", - в свою очередь считает водитель Андрей, стаж вождения которого составляет 14 лет.
С этой инициативой тесно связано и другая – изменения в Технический регламент приема квалификационных экзаменов на выдачу водительских удостоверений. Еще 10 августа 2012 года на сайте МВД РФ был выложен проект приказа "Об утверждении Административного регламента предоставления Министерством внутренних дел Российской Федерации государственной услуги по приему квалификационных экзаменов и выдаче водительских удостоверений".
В соответствии с этим документом с 1 февраля 2013 года планируется внести ряд изменений в процедуру приема (сдачи) экзаменов на получение "прав". Общественную экспертизу проект приказа прошел, но как официальный документ на сайте ГИБДД и МВД России пока еще не размещен.
Начальник отделения пропаганды безопасности дорожного движения ОГИБДД УМВД России по Барнаулу Александр Галузин сообщил "АвтоАмику", что пока никаких официальных разъяснений по данному поводу в барнаульскую Госавтоинспекцию не поступало. Также не был представлен и официальный документ приказа.
Согласно проекту предполагалось, что изменения коснутся теоретической и практической частей экзамена. Билет также будет состоять из 20 вопросов. Но если сейчас допускается сделать две ошибки и экзамен считается "сдан", то теперь каждая ошибка приводит к назначению дополнительных вопросов.
"Серьезная инициатива, которая нас ожидает в ближайшее время, это изменения в Технический регламент квалификационных экзаменов на водительские удостоверения. Возрастает сложность 1-ого этапа экзамена. Изменения коснутся и технического этапа. Нас изменения коснутся, наверное, не так сильно. Автодром у нас нормальный, все фигуры учениками выполняются. Одна фигура усложнится. Это "гараж" - постановка будет осуществляться, как при сдаче на категорию "Е", - пояснил заместитель начальника "Барнаульской объединенной технической школы ДОСААФ Россия" Николай Турубаров.
Он подчеркнул, что теоретическая часть по содержанию не претерпит значительных изменений. "Все билеты остаются те же, даже программное обеспечение практически не меняется. Но теперь, допустили одну ошибку, придется правильно ответить дополнительно на 5 вопросов, еще одну – еще 5 вопросов. Итого, за две ошибки – 10 дополнительных вопросов, в которых тоже нельзя ошибаться. Становится сложнее", - пояснил он.
В проекте подчеркивается, что вместо существующих на настоящий момент пяти экзаменационных элементов на автодроме курсантам придется выполнять четыре.
"В целом, уровень подготовки начинающих водителей повысится. В школе к их обучению придется подходить жестче. Да, уменьшится число сдавших, но повысится качество водителей", - считает Николай Турубаров.
В свою очередь педагог-психолог автошколы "Центр Высшего Водительского Мастерства" (БЦВВМ) Лариса Мищенкова придерживается иной точки зрения: "Что касается Технического Регламента, то здесь не хотят оставить право на ошибку ни в теории, ни на автодроме. Таким образом, экзамен становится еще психологически сложнее. Курсант должен обладать железными нервами".
Она обратила особое внимание на тот факт, что из процесса приема экзамена у курсантов хотят вывести автошколы. Сейчас автошкола "ведет" группу учеников и во время экзамена: на экзамене присутствуют знакомые инструкторы, сам экзамен сдается на машинах автошколы и ее автодроме. Новые изменения лишат курсантов и этой психологической поддержки.
"Таким образом, все эти разговоры об усложнении квалификационных экзаменов в конечном итоге могут привести к тому, что люди будут искать более легкие пути получения водительского удостоверения. На улучшении качества подготовки это, в конечном итоге, не скажется. Также как и на улучшении ситуации с аварийностью на дорогах. Наверное, в нашем регионе было бы правильнее ввести зимнюю подготовку новичков. Вот это бы могло бы оказать заметный результат", - резюмировала психолог.
Итак, к чему приведут эти новшества, как всегда, удастся узнать лишь на практике. Лишь бы не случилось согласно известной всем нам поговорке "Хотели как лучше, а получилось, как всегда". Вспомним, например, что вышло, вроде бы, не из плохой инициативы по изменению процедуры техосмотра…