Российское зерно впервые за 15 лет пойдет в Китай
Уже в следующем году Россия может начать продавать Китаю зерно,
заявил "Известиям" торговый представитель России в КНР Сергей Цыплаков.
Блокада российского сельхозпроизводителя, начало которой было положено
еще в 1990-х годах, наконец рухнет. Раньше отечественное зерно не
проходило в Поднебесную из-за высоких требований к качеству.
Головня отступила
—
До сих пор в Китай нельзя поставлять российское зерно, потому что
действует запрет. Чтобы его можно было снять, необходимо подписать
соглашение о гарантиях при поставках зерна и продуктов его переработки.
Сейчас стороны ведут работу по линии Россельхознадзора и Главного
управления КНР по контролю качества, инспекции и карантина. Они должны
подписать меморандум, который откроет возможности для нормализации
торговли зерном, — пояснил Цыплаков "Известиям".
Запрет на
импорт зерна в Китай из ряда стран, в том числе из России, был введен
китайским минсельхозом еще в 1997 году, когда обнаружилось, что партии
заражены индийской и карликовой головней — это непаразитические болезни,
делающие зерно непригодным для использования в хозяйственных целях.
Теперь, утверждает Сергей Цыплаков, "зерно, которое мы готовы
поставлять, — здоровое, а зараженное вообще не подлежит экспорту".
По
словам Цыплакова, соглашение может быть подписано до конца года, но еще
какое-то время уйдет на согласование чисто технических вопросов —
сертификатов и пр. А при благоприятных условиях можно рассчитывать, что
поставки начнутся уже в следующем году.
Китайцы едят всё больше мяса
Необходимость
Китая в импортном зерне, по словам торгпреда России в Китае, связана со
сменой структуры потребления: население потребляет всё больше мяса, а
пахотные земли, соответственно, сокращаются. Поэтому китайские эксперты
говорят о том, что тренд увеличения закупок зерна долгосрочный: сейчас
страна закупает его в Канаде и США, но пока не очень много — порядка 2
млн т в год, но эта цифра постепенно увеличивается.
— Кроме того, Китай, естественно, заинтересован в диверсификации источников поставок, а мы, в свою очередь, заинтересованы в том, чтобы выйти на этот рынок, — отмечает Цыплаков.
Конкретные цифры, сколько
злаковых Россия могла бы ежегодно экспортировать, пока не озвучиваются:
многое зависит от урожая. Сначала объемы будут небольшими, говорит
торгпред, но вместе с тем он подчеркнул, что "сейчас важно именно выйти
на рынок, завязать связи и потом постепенно увеличивать объемы".
— Сейчас главное пробить лед, чтобы состоялись первые поставки, — добавил Цыплаков.
В
Объединенной зерновой компании, которую торгпред Цыплаков называет
ключевым претендентом на занятие зерновой ниши в Китае, пока не
комментируют планы торгпредства, но эксперты тем временем не вполне
разделяют энтузиазм российской стороны.
Как догнать Казахстан
Директор
Института конъюнктуры аграрного рынка (ИКАР) Дмитрий Рылько считает,
что в обозримой перспективе соглашение вряд ли приведет к масштабным
поставкам.
— Было бы реалистично в ближайшие годы выйти на
уровень экспорта в Китай нескольких сотен тонн пшеницы, — считает он. —
Торговать нам мешает не только и не столько отсутствие договоренностей,
сколько гигантский транспортный тариф и общий довольно невысокий уровень
импорта пшеницы Китаем.
Соседний Казахстан, уже
продвинувшийся гораздо дальше России по линии межправительственных
соглашений с Китаем, в прошлом году сделал относительный "прорыв",
поставив в эту страну скромные 150 тыс. т своей пшеницы, говорит Рылько.
—
Есть хорошие перспективы для наращивания экспорта нашей дальневосточной
сои в Китай, но опять-таки нужно реалистично соизмерять наши
возможности и их потребности. Потенциальный экспорт дальневосточной сои в
обозримой перспективе может составить несколько сотен тысяч тонн, а
ежегодная потребность КНР в импортной сое составляет порядка 55 млн т.
Хотя для российского Дальнего Востока экспорт сельскохозяйственной
продукции в Китай, пусть и в относительно небольших количествах, был бы
отличным шансом инвестиционной раскрутки.
Аналитик УК "Финам"
Максим Клягин согласен с Рылько в том, что основной сдерживающий фактор —
это отсутствие необходимой инфраструктуры, особенно характерное для
восточного направления. То, сколько зерна Россия будет продавать в
Китай, зависит от пропускной способности наших железных дорог,
перевалочных и отгрузочных мощностей. Максимум, на который сейчас может
выйти Россия, — это 5–10% от общего объема экспорта (порядка 25 млн т в
год в среднесрочной перспективе).
Но в целом, уверен эксперт,
предпосылки для роста восточного сегмента зерновой торговли есть, и в
этом особенно заинтересованы регионы Северо-Западного и Уральского
федеральных округов. Повышение экспортной активности, помимо прочего,
может способствовать стабилизации рынка и снижению нагрузки на
государство в рамках закупочных интервенций.