Совфед РФ одобрил ужесточение наказания за разглашение гостайны
В УК РФ добавляется новая статья (283.1) по которой получение сведений, составляющих гостайну, путем похищения, обмана, подкупа, шантажа, принуждения или угрозы применения насилия предлагается наказывать штрафом от 200 тыс. рублей до 500 тыс. рублей либо лишением свободы на срок до четырех лет.
Если данное деяние совершено группой лиц с применением насилия и повлекло тяжкие последствия, либо совершено с использованием специальных и иных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, и сопряжено с распространением сведений, составляющих гостайну, либо с перемещением носителей таких сведений за пределы РФ, то оно будет наказываться лишением свободы на срок от 3 до 8 лет.
В статью 276 УК РФ "Шпионаж" вносятся изменения, направленные на формирование единообразного подхода к определению объективной стороны шпионажа как указанных в данной статье действий, направленных против безопасности РФ. В статье 283 УК РФ "Разглашение государственной тайны" расширен субъектный состав преступления путем включения лиц, которым сведения, составляющие государственную тайну, стали известны не только по работе, но также по учебе и в иных случаях, предусмотренных законодательством РФ.
Кроме того, расширяется диспозиция статьи 275 УК РФ "Государственная измена" путем более подробного описания признаков состава преступления. Среди них — совершенный гражданином РФ шпионаж — выдача иностранному государству, международной либо иностранной организации или их представителям сведений, составляющих гостайну, доверенную лицу или ставшую известной ему по службе, работе, учебе или в иных случаях, предусмотренных законодательством РФ, либо оказание финансовой, материально-технической, консультационной и иной помощи иностранному государству, международной, иностранной организации или их представителям в деятельности, направленной против безопасности РФ.
Как поясняют авторы документа, проведенный анализ ст.275 УК РФ и практики ее применения свидетельствует о том, что шпионаж и выдача государственной тайны стали рассматриваться не как формы госизмены, а как разновидности оказания помощи иностранному адресату, что привело к неоднозначной трактовке предмета доказывания, в частности, по делам о шпионаже.