Кончаловский: Европа рискует стать огромной мусульманской империей
— На какие фильмы вашей ретроспективы, может быть, не столь известные широкой публике, вы посоветовали бы сходить?
—
Спросите Чехова, что бы он посоветовал почитать из его творчества.
Смотрите, что хотите. Мои картины отражают мою жизнь: сначала я жил в
Советском Союзе, потом уехал за границу, снимал кино там, потом вернулся
в Россию и говорил о том, что меня тогда волновало. Я не объективен по
отношению к тому, что я сделал. И советовать могу только близкому другу:
"Темнота! Сходи посмотри, это мое серьезное кино".
— Свой двойной юбилей вы отметили премьерой в Театре Моссовета, поставили "Трех сестер" Чехова. Как вы чувствуете себя в театре — в своей тарелке или на чужой территории?
— Я не чувствую себя в театре на чужой территории, просто это другой жанр. Но в московской театральной среде я абсолютный иностранец. Я делаю свое дело, но меня стараются не замечать. Хотя казалось бы — зачем толкаться, места всем хватит. Микеланджело терпеть не мог Рафаэля, но они оба великие.
— Да, но финансирования хватит не всем.
—
Это другой вопрос. Я тоже сейчас не могу найти денег на свои
кинопроекты. Серьезное кино никому не нужно. Но люди не виноваты в том,
что они лишены возможности видеть хорошие картины. Кинематографисты не
виноваты, что их ленты не доходят до русского зрителя. Виновата власть,
ибо она не понимает, что публику надо воспитывать. У зрителя должна быть
возможность не пойти на американское кино, а у него нет выбора. Наша
власть безответственно относится к тому, что не является материально
ощутимыми вещами. А духовную деградацию нельзя измерить в деньгах или
прибыли. Вред, который современный прокат наносит нашей нации, я называю
"coca-колонизацией" — это мой термин.
— Зачем же власти воспитывать людей, если гораздо проще иметь дело с серой массой?
— Это наивная левая иллюзия. Я думаю, что Фидель Кастро был бы счастлив иметь дело не с бывшими рабами, а с цивилизованными людьми. Недаром он сказал: "Если б я жил в Англии, я бы тоже был консерватором". Любая власть очень хотела бы опираться на народ — в этом залог ее прочности. Но опираться на народ в России невозможно. Наш народ ничего не хочет знать о власти, он только жалуется: дороги не чинят, воруют. А заставить власть заниматься делом народу в голову не приходит.
— Ну,
сейчас как раз предпринимаются попытки построить гражданское общество:
вот только что прошли выборы в координационный совет оппозиции.
—
Это все замечательные и важные вещи. Но не надо тешить себя иллюзиями.
Для построения гражданского общества должен вырасти значительный слой
граждан — 20–30%. В ином случае для революционных преобразований, а я
рассматриваю изменения менталитета как революционные, необходима волевая
диктатура, фаланга, орден революционеров. Петр Первый был наделен
абсолютной властью, но и его попытки вырвать Россию из тисков азиатчины и
повернуть ее лицом к Западу встречали колоссальное сопротивление. Но
сегодня любой мыслящий человек от Суркова и до Удальцова, будучи
поставлен в определенные условия, способен стать новым Петром. К этой
ситуации может привести дезинтеграция государства. Если цены на нефть
упадут и невозможно будет поддувать воздух в этот надутый теннисный корт
— крыша просто провалится. И придется принимать экстренные меры. Вот
тут должен появиться наш Ататюрк, Пиночет, Ли Куан Ю. Сейчас мои
читатели скажут: ну вот, Кончаловский призывает к фашизму. Нет, я
говорю, что авторитарная власть спасет страну от большевизма, а значит,
от кровавого страшного режима.
— А тоталитаризм в принципе совместим с европейскими ценностями, за которые вы ратуете?
— В Европе сейчас тоже не все гладко. У них уже Брейвик появился. Там диктатура политической корректности и фальшивой либеральной философии привела к тому, что Европа рискует потерять свою самоидентификацию и стать огромной мусульманской империей.
— А у вас-то какая позиция?
—
Лично у меня нет гражданской позиции. Я художник, я не с правыми и не с
левыми. Иногда бываю реакционером, иногда либералом. Я не ангажирован,
поэтому меня критикуют все, кому не лень — и справа, и слева.
— Вы тоже считаете, что художники и режиссеры не должны заниматься политикой?
—
Почему не должны? Я сам не занимаюсь политическим театром, но не
считаю, что это плохо. Замечательные вещи в этом роде делал Брехт.
— Ну, а после Брехта, в современном театре?
—
Современный театр я не смотрю, как и кино. Мне достаточно читать
книжки, которые сделали меня лучше лет 50 назад. Жалко времени. Я смотрю
то, что уже имеет какую-то рекомендацию.
— Вернемся к "Трем сестрам". Больше всего там удивляет образ Вершинина, который у вас превратился в противного резонера. Масла в огонь подлил и Александр Домогаров, рассказавший, как все его актерское существо противилось такому рисунку роли.
— Знаете, у нас укоренилась глубоко ошибочная традиция — воспринимать текст как руководство к действию, а слова и мысли персонажа приравнивать к авторским. Но, на мой взгляд, у Чехова все сложнее, иногда он вкладывает в уста героя свою точку зрения, а иногда просто создает некий характер. И дистанция между ним и автором может быть очень большой. Вот Вершинин, он живет с женой, которая все время травится. Ведь это комическая черта. Если б она хотела отравиться по-настоящему, то давно бы это сделала. А так, "попугать" — это фарс. Так что Вершинин для меня персонаж не героический, а, как бы сказать, не очень солидный. Просто все привыкли к определенным лекалам, а мне интересно что-то найти новое вместо стереотипа. Это можно делать по-разному. Можно осовременивать пьесу или подгонять ее под себя. А можно, не изменив ни слова, просто найти другой ракурс.
— Ну да, сегодня все эти вершининские монологи о прекрасном будущем звучат совершенной демагогией. И как-то странно играть это "на голубом глазу".
— Да и с самого начала было странно. Я сомневаюсь, что Чехов верил в эту риторику: "Через сто лет таких, как вы, в городе будет большинство, и все будет по-вашему". Не думаю, что Антон Павлович был таким идеалистом. Он прекрасно знал темную русскую провинцию, очень трезво относился к царской России. И когда я ставлю его пьесы, всегда оглядываюсь через плечо, а там, в полумраке блестит ироничное пенсне.
— Но когда вы в 1970-м снимали "Дядю
Ваню" с великолепным Смоктуновским, Бондарчуком, Мирошниченко, там не
было ни грана сарказма. Это были прекрасные, благородные люди, а сегодня
они у вас иронически принижены.
— Конечно, за это время многое изменилось, и мое отношение к чеховским героям тоже. Но они у меня не принижены, а дегероизированы. У Чехова нет героев. Герой — это человек, который имеет высокие цели, а также возможности и право на их осуществление. А если человек без основания мнит себя гением и, как дядя Ваня, кричит, что "из меня бы вышел Шопенгауэр и Достоевский", значит, у него крыша съехала.
— В вашем спектакле наверное
единственный адекватный человек — это Чебутыкин в исполнении Владаса
Багдонаса. Он здесь выглядит носителем какого-то тайного знания. Но
какого? Что всё суета сует? "Одним бароном больше, одним меньше — какая
разница?"
— Да, можно сказать, что Чебутыкин — это
главный персонаж. Он выражает мысли удивительно экзистенциальные,
совпадающие с философией релятивизма: "все равно", "никто ничего не
знает", "а может, меня и не существует вовсе". Ведь Чехов давно
предположил: "а может быть, вся вселенная помещается в гнилом зубе
какого-то чудовища".