Александр Покровский: «Аврора» еще выстрелит

Известный писатель-маринист Александр Покровский рассказал "СП" о беспамятстве, утрате флота и не только.

Резкое сокращение в стране высших военно-морских училищ, закрытие старейшего в России военно-морского госпиталя, перевод Военно-медицинской академии из исторического комплекса в центре Северной Столицы в загородный новодел, переезд Штаба ВМФ РФ из Москвы в Петербург, наконец, исключение "Авроры" из состава боевой единицы флота… Эти и многие другие сомнительные решения министра обороны РФ А. Сердюкова вызывают откровенное неприятие у россиян. И не только у тех, кто имеет непосредственное отношение к флоту, армии.

К многочисленным обращениям ветеранов, общественности "сохранить и защитить" министр обычно глух. Как случилось с той же "Авророй". Складывается впечатление, что он вообще предпочитает ничего и никого вокруг себя не слышать, не видеть, не замечать. То ли от природы дан ему сей "дар". То ли получил соответствующую установку от друга-начальника В. В. Путина, некогда и посадившего его в руководящее кресло одного из ключевых министерств.

О многочисленных непопулярных решениях главы военного ведомства РФ и возможных их последствиях для страны корреспондент "СП" беседует с капитаном 2-го ранга запаса, известным писателем-маринистом, публицистом и блогером Александром Покровским.

"СП": - Недавнее "списание на берег" крейсера "Авроры" вызвало бурю возмущения. Специалисты уверяют: став чисто музейным экспонатом, крейсер быстро потеряет свою значимость, популярность. Вы, Александр Михайлович, согласны с ними?

- Когда все случилось – игнорирование многочисленных обращений, вывод крейсера из состава флота - мне вдруг стало ясно, что произошло это потому, что чиновники очень боятся "Авроры". Корабль уж больно грозный. А вдруг снова пальнет?.. Грозный и какой-то "неубиваемый". В Цусимском бою осыпался снарядами – 18 попаданий! Бой шел 5 часов 40 минут. Снаряды сносили на верхней палубе что хотели. При этом из 570 человек команды только 15 погибших, около 100 раненых. Чудеса!

Во время Великой Отечественной крейсер без пушек простоял под огнем все 900 дней блокады – попало только 3 снаряда. Он тихо осел на грунт. Но флаг не спустил. Опять чудеса "неубиения"! И еще - это единственный корабль, оставшийся у нас на плаву со времен русско-японской войны. У него до 70 процентов механизмов рождения 1900-го года, и до сих пор в строю, работают.

Об этой мистической живучести "Авроры" правители наверняка знают. Напомню, согласно мифологии, "Аврора" – не только "богиня утренней зари", но и "ветер перемен". Вот перемен-то, пожалуй, и боятся. Потому что перемены в России могут быть такими, какие не нравятся чиновникам.

С их точки зрения подвиг не может быть спонтанным, он должен быть обязательно разрешенным и согласованным. А "Аврора" – это же что-то непонятное, непокорное. Неистребимое железо, живущее своей собственной жизнью. А вдруг оживет? С железом такое бывает. Значит, надо убить. То есть сделать муляж.

"СП": - А может, все дело в обычной привычке? За долгие десятилетия россияне привыкли, что "Аврора" – некий символ. Но все когда-нибудь кончается…

- Кончается все тогда, когда хотят, чтобы оно закончилось. Захотели наши правители, чтобы кончился российский флот, и его на сегодняшний день осталось всего 10 процентов от того, что было в советские времена.

Тут пора бы определиться: нужен России флот, история, государство или же не нужно все это. Вопрос стоит именно так. Нужен флот – нужны особые исторические отделы при флоте, в подчинении которых будут объекты культурного наследия, в том числе "Аврора". Там кроме нее очень много этого самого наследия. Все находится в стадии увядания. Парадокс: на всех углах говорят о патриотизме, но как только дело доходит до конкретных дел, так сейчас же все это разваливается, продается с молотка, попадает в руки проходимцев.

"СП": - Почему, как думаете?

- Потому что нет единого взгляда на историю – сохраняем или сравниваем с землей? Пока – сравниваем с землей, а потом возводим все заново. Дорого и глупо.

"СП": - Недавно услышала от одного бывшего чиновника из той команды, что служила в Смольном при Собчаке, а значит, и при Путине, что Владимир Владимирович – это "Петр Первый ХХI века". В смысле беспощадной ломки всего старого, отжившего. Мол, император Петр Алексеевич стремился вывести страну в европейские лидеры, а нынешний президент – в мировые.

- Петр Великий имел цель. И состояла та в том, чтобы не разваливать, а созидать. Он и созидал, строя флот, законы, страну, город Санкт-Петербург. И еще Петр умел привлекать к воплощению своих идей людей дела. Воровали? Да. Но и получали за это. Тот же Меншиков получил свое сполна. Пусть не при Петре, но получил. А какая идея у В. В. Путина? Двенадцать лет он у власти. Что создал?

Вот перевел Главный штаб ВМФ из Москвы в Петербург, в Адмиралтейство, хотя почти все моряки в один голос убеждали, что не надо этого делать. Путин решил по-своему. И тут мы чего-то не понимаем?

Формально штаб переехал, да. А фактически? Вы видели в Петербурге главкома? Я не видел. И никто не видел. Он сам дает интервью, в котором говорит, что переехал на берега Невы из Москвы. А над Адмиралтейством сейчас даже флаг не развивается. Потому что старый уже порвался, а новый все никак не найдут, чтоб водрузить. Логики в этом переезде нет. Никакой. Тем более военной. Что дает (даст) он городу, стране? Ничего.

"СП": - Сокращения в армии, на флоте идут не первый год по всем статьям. В какой-то момент перестали даже набирать курсантов в вузы. В этом году набор морских курсантов возобновился, но приняли только 230 человек на всю Россию. Не знаете, с чем это может быть связано, может, с перепроизводством специалистов, как это случилось с юристами и экономистами?

- Процесс образования, в том числе военного – процесс непрерывный. Это как варка стали. Можно, конечно, остановить, но тогда строй новую домну, старая будет уже непригодна. Нельзя принимать сегодня в ВВМУ пять курсантов, а потом – ни одного. Нарушается связь поколений. Просто потому, что некому станет учить. Что, собственно, и произошло. У нас сегодня кончились преподаватели, разбежались кто куда. И все надо начинать заново. И экономика, точнее, любимая нынешним военным руководством России "оптимизация средств", тут совершенно ни при чем. Минобороны не экономит, а теряет. Навсегда. Все теперь надо создавать заново. Военного образования у нас сейчас практически нет. А то, что есть – очень низкого качества. Это государственный подход?

Перепроизводства офицеров не может быть. Они - штучный товар. Как у слонов: старый слон обязан обучить молодежь. А у нас потенциальных флотоводцев обучают сегодня нередко те, кто сам ни разу не выходил в море. Вот такое у нас сегодня "обучение" будущих офицеров. Причем на всех стадиях – от училища до академии Генштаба.

"СП": - А поступающих в ВВМУ сейчас много? Конкурс высокий или берут "всех подряд"?

- Год от года эта цифра разная. Но количество человек на одно место – не показатель. Эта цифра может говорить разве что о том, что у нас нет на сегодня планирования, нет самого процесса военного образования. И нет результата. Зато есть коррупция, которая формирует в военно-морских вузах не только списки поступивших, но и весь облик будущего морского офицерства. Об этом печалятся не социологи и не государственные мужи, в обязанности которых входит борьба с коррупцией, а сами курсанты. "Вооруженные силы не должны переходить на рыночные отношения, тем более теневые, иначе у России не будет армии и флота", – посетовал недавно Центральному Военно-Морскому Порталу (ЦВМП) один из первокурсников. С ним трудно не согласиться.

Надзорные ведомства, в том числе военные прокуратуры округов, о проблеме осведомлены, но в подробности не вдаются. Так и не были опубликованы результаты социологического опроса, проведенного Министерством обороны в военных вузах Москвы и Петербурга на наличие коррупции. Поэтому ЦВМП решил провести собственное небольшое исследование, которое вскрыло интересные факты: подтасовку оценок на экзаменах, секретные анкеты, приблизительные суммы взяток...

Чуть большей информацией по вопросу располагают профильные учреждения. Так, выступая минувшим летом на координационном совещании, посвященном борьбе с коррупцией, военный прокурор Западного военного округа генерал-лейтенант юстиции Александр Девятко отметил, что большинство правонарушений в этой сфере совершаются должностными лицами военно-учебных заведений Минобороны России и военных комиссариатов. По состоянию на июнь 2012 года общий ущерб от этих правонарушений составил около 70 миллионов рублей, что превысило прошлогодний показатель в 2,2 раза. А вы говорите - образование…

Фото ИТАР-ТАСС/Интерпресс/Илья Выдревич; Александр Коряков/Коммерсантъ

Читайте полную версию на сайте