Классическая музыка оказалась вредной для российских детей
В интернете активно обсуждаются
ограничения, введенные Петербургской филармонией: например, на вечерний
концерт музыки Рахманинова вход разрешен с 12 лет.
— Это по сути запрет великого Рахманинова в России, — возмущаются блогеры.
— А что? В этом есть резон. Многие кульминации в его музыке имеют вполне сексуальный подтекст, — парируют ироничные музыканты.
— Существует закон, согласно которому мы обязаны указывать на афишах
возрастные ограничения, — говорит "Известиям" худрук Большого зала
Петербургской филармонии Ирина Родионова. — Если мы их не ставим, афиши
просто отказываются принимать в расклейку.
На дневные концерты геноцид юных слушателей не распространяется: реклама печатается с кружком 0+.
Каждая филармония, каждый театр расставляет нолики и крестики по-своему. В Большом знаком 16+ помечены невинная "Травиата" Франчески Замбелло и краеугольный камень детского репертуара, "Волшебная флейта" Моцарта — правда, в постановке авангардиста Грэма Вика.
В Мариинке на веселую оперу Равеля "Испанский час" про супружескую измену можно сходить с 12-летним чадом, а на скандального "Бориса Годунова" в версии того же Вика пустят только через два года после получения паспорта. В целом главный театр Петербурга следует простой стратегии: на авангардные спектакли можно ходить с 16 лет, на классику — с младенчества.
—
Люди, лишенные общения с авангардным, актуальным, живым искусством до 16
лет, — это уже не люди, — считает композитор Владимир Мартынов. — В
художественном отношении они останутся импотентами. Из них вырастут
только такие тети и дяди, которые пойдут в "Народный фронт".
В действительности указание 6+ или даже 12+, сопровождающее добродетельные вечерние спектакли, зачастую защищает не детей от вредной информации, а взрослых — от детских криков.
— В билетах и раньше указывалось, что на вечерние концерты дети до определенного возраста не допускаются, — говорит Ирина Родионова.
Теперь же новоиспеченный закон спутал все карты: видя на афишах пресловутые кружки без каких-либо пояснений, слушателям остается заключить, что Моцарт или, скажем, Джесси Норман несут отрокам вредную информацию.
Если вчитаться в текст закона, выяснится, что филармонии перестраховываются. "Закон не распространяется на отношения в сфере <...> оборота информационной продукции, имеющей значительную историческую, художественную или иную культурную ценность для общества", — гласит третий пункт второго параграфа первой статьи.
Только как определить, что "имеет культурную ценность", а что не имеет? Как доказать в суде православным активистам или просто заботливым матерям, что у маркиза де Сада не меньше прав на титул классика, чем у Агнии Барто?
Веселым памятником законотворческого абсурдизма стала шумная дискуссия, завязавшаяся в конце августа вокруг вредной привычки полосатого Волка из "Ну, погоди!". Буквально за день до вступления закона в силу глава Роскомнадзора Александр Жаров все-таки признал Волка, пыхтящего трубкой, "культурной ценностью", не попадающей под запрет.
Культурные
чиновники уверяют, что в реальности 139-й ФЗ, как и серый Волк, нам не
страшен. Ирина Родионова пообещала, что, если на концерт придут дети, не
достигшие 12 лет, их никто не выгонит. Спокойно относится к букве
нового закона и Владимир Спиваков.
— У нас страна крайностей.
На самом деле это же не какой-нибудь закон о педофилии — закон о защите
детей от информации в определенных случаях может и нарушаться, — уверен
народный артист России. — Или заодно нужно запретить детям до 12 лет и в
церковь ходить. Там ведь тоже звучит музыка из "Всенощной" Рахманинова.
В
особенно пикантном положении оказалось многотысячное племя учащихся
музыкальных школ: играть на скрипке в закрытых классах они могут, а вот
посетить вечером филармонию — уже не совсем законно.
Ни
торжества добра над злом в "Волшебной флейте", ни тем более "сексуальных
кульминаций" Рахманинова российский ребенок услышать не должен. На
сотнях международных исследований, доказавших огромную пользу
классической музыки для развития детской психики, поставлен жирный
крест. И обведен в кружочек.