За малообеспеченных заплатят многоотдыхающие
Сегодня
тариф на междугородние перевозки в общих и плацкартных вагонах
устанавливается Федеральной службой по тарифам (ФСТ), а убытки РЖД
компенсируются бюджетными субсидиями. В 2012 году на субсидии
Федеральной пассажирской компании (ФПК — "дочка" РЖД. — "Известия") из
бюджета выделялось около 30 млрд рублей, в проекте бюджета на 2013 год
заложено 14,8 млрд рублей. Сама ФПК в этих условиях выступает за
сохранение нынешнего уровня субсидий и за скорейшее принятие закона "Об
организации регулярного пассажирского сообщения", который описывает
механизм госзаказа для перевозок дальнего следования.
Недавно
министр финансов Антон Силуанов, говоря о частичном увеличении
запланированного размера субсидии, отметил, что одним из решений также
может быть индексация стоимости билетов на 20% в год в течение трех лет.
Ранее министерство предлагало ввести льготы для пассажиров младше 23 и
старше 60 лет. В середине сентября правительство поручило
Минэкономразвития и другим ведомствам помочь РЖД и ФПК решить проблему
повышения эффективности пассажирских перевозок, чтобы уложиться в
выделенные лимиты бюджетного финансирования.
По данным
"Известий", 13 октября Минэкономразвития направило свои предложения в
правительство. Кроме либерализации курортных и столичных маршрутов среди
других предложений ведомства — ликвидация убыточных поездов,
оптимизация (сокращение) количества поездов на маршрутах, которые не
пользуются большим спросом, повышение эффективности и сокращение
расходов самой ФПК. В соответствии с тем же поручением правительства
свои предложения направил в правительство Минтранс, предложивший также
продажу билетов за полную стоимость иностранным пассажирам.
Ранее
в РЖД сообщали, что средняя себестоимость перевозки одного пассажира в
плацкартном вагоне в 2011 году составила 1448 рублей, при этом
пассажиром, перевезенным по установленным государством тарифам, было
оплачено 865 рублей. Таким образом, полная либерализация приведет к
росту цены билета в среднем на 400 рублей.
В Минэкономразвития
и Минтрансе "Известиям" подтвердили, что направляли подобные
предложения в правительство. В ФПК комментировать инициативы ведомств не
стали. Ранее и в самой компании заявляли о том, что при резком
сокращении субсидий компании придется сократить до 235 поездов по
убыточным направлениям.
— Предложения Минэкономразвития не
защищают малообеспеченных пассажиров. Получается, что этим категориям
остается пользоваться верхними полками в плацкарте, на курорты ездить
зимой и ограничить свои поездки по направлениям, где, по мнению кого-то,
небольшой пассажиропоток, — полагает руководитель департамента
исследований железнодорожного транспорта Института проблем естественных
монополий Владимир Савчук. По его мнению, наиболее разумным было бы
использовать мировой опыт, предполагающий введение целевых субсидий за
перевозки пассажиров, относящихся к категории социально незащищенных.
Однако эксперт признает, что в российских условиях эта схема
труднореализуема: возникает проблема определения критериев, на основе
которых будет делаться вывод о целесообразности поддержки того или иного
пассажира.
Глава центра "Infoline-Аналитика" Михаил
Бурмистров согласен, что дерегулирование на отдельных маршрутах, в
частности по курортным направлениям, способно существенно сократить
расходы ФПК. Однако с сообщением между двумя столицами не всё так
однозначно: при отмене субсидий на эти поезда обострится
внутрихолдинговая конкуренция между поездами ФПК и "Сапсанами", которые
принадлежат РЖД. Впрочем, по словам Бурмистрова, в ФПК рассчитывают, что
контроль над "Сапсанами" и, соответственно, доход от них со временем
перейдет к компании.
Жалобы РЖД на дефицит и угрозы сократить
количество поездов и уволить тысячи сотрудников в случае сокращения
субсидий отчасти достигли цели: на прошлой неделе глава Минфина Антон
Силуанов заявлял, что объем субсидий на перевозки дальнего следования
может быть увеличен на 5–6 млрд рублей. Однако даже в этом случае объем
субсидий в 2013 году будет почти на 10 млрд рублей меньше, чем в текущем
году. Окончательное решение, за счет каких категорий пассажиров будут
покрыты расходы ФПК на пассажирские перевозки, примет правительство.