Барнаул: дом с уникальным архивом под штукатуркой

Делая ремонт, мы часто натыкаемся на газеты, скрытые под старыми обоями. "Медовые" от времени и обойного клея страницы обычно повествуют нам о событиях советского прошлого. Но не только перед клейкой обоев и не только в СССР было принято использовать газеты во внутренней отделке помещений. В одном из старинных домов Барнаула на печатных изданиях, вышедших в свет в 1905, 1907 и других годах, держится штукатурка. Вот примерный текст одной из несвежих новостей о дорожно-транспортном происшествии в нашем городе: "На площади Демидовской кучер известного купца Никитенко при повороте своей упряжки повредил оглоблей щеку другому известному купцу, который выходил из кабака".

Где находится дом-"библиотека"? В центре Барнаула на улице Анатолия, 106 "а". Его построили в 1909 году для губернского врача (на территории современного Алтая был Алтайский горный округ Томской губернии). А теперь в нем располагается Дом архитектора. В рамках знакомства с деревянным зодчеством Барнаула нам рассказал об этом замечательном двухэтажном особняке, сильно отличающимся внешним видом от соседей, председатель правления Алтайской краевой общественной организации Союза архитекторов России Петр Анисифоров.

"Благодарю судьбу за то, что этот дом достался Союзу архитекторов", - с этой фразы началась наша беседа с Петром Ивановичем. И ей все сказано, сказано о его отношении к дому — любви и восхищении архитектурой. Дом тоже, если бы умел говорить, сказал бы "Спасибо!" судьбе. Именно благодаря постояльцам в лице архитекторов он по-прежнему хорош собой.

Анисифорову не удалось выяснить, как величали первого хозяина дома и автора проекта. Зато ему известны другие интересные факты.

На поход на работу губернский врач не тратил много времени. Рядышком с домом разместилась его поликлиника (улица Анатолия, 104).

"По планировке он очень грамотно сделан. Жилая усадьба отнесена от "красной линии", чтобы прохожие в окна не заглядывали. А слева, теперь это жилой двухэтажный многоквартирный дом, была его поликлиника. Они  стояли за общим забором", - пояснил Петр Иванович.

Дом просторный — общая площадь 180 квадратных метров. За минувший век расположение внутренних помещений поменялось. В годы советской власти дом по примеру поликлиники "разбили" на квартиры. До переезда Союза архитекторов в нем проживало 6-8 семей.

А раньше цокольный этаж занимала прислуга, на первом этаже была зала и кабинет врача, на втором — опочивальня. В комнате с необычным круглым окном с выходом на балкон спал хозяин. Представьте вышедшего по утру на балкон врача. Какова нынче за погодка? 

Особняк перешел во владение архитекторов в 1985 году. Над передачей дома профессиональному сообществу хлопотали тогдашние главный архитектор Алтайского края был Николай Первушин, главный архитектор Барнаула Владимир Казаринов и председатель регионального Союза архитекторов Александр Долнаков. Они сумели донести до умов правителей, что архитектуру нужно уважать, ведь она создает облик города, направляет жизненные процессы и т.д., поэтому от власти требуется прислушиваться к мнению к архитекторов в градостроительстве и предоставить им свой отдельный угол, где они могли бы работать и общаться между собой. 

В 85-ом председателем Барнаульского городского исполнительного комитета был Анатолий Мельников, легендарный глава Барнаула (с 1972 года по 1986 год), внесший огромный вклад в развитие города. Власти позаботились о расселении бывших жильцов. Им достались отдельные квартиры. Роскошный обмен!

"Архитекторы взялись реконструировать особняк. Это был праздник. С таким энтузиазмом мы взялись за работу: проводили тут субботники.

Проектировали сами. Каждому выдавалось задание запроектировать определенную деталь. Кто-то делал шпиль, кто-то кровлю, кто-то балкон... Мне достались парадные двери высотой в 2,5 метра", - вспоминает Петр Анисифоров.

При восстановлении штукатурки обнаружили, что она крепится на газетах. "Правильно они все делали. Вначале на стену наносили газеты, а потом на них уже штукатурку. Газеты так приклеены, что даже кусочек отодрать нельзя", - отмечает специалист.

Молодой Анисифоров зачитывался публикациями начала 20 века. И, к сожалению, не догадался сфотографировать увиденное на память. Да и с фотоаппаратами тогда было сложно.

Архитекторы не ограничились реконструкцией. В зале они выложили камин. Безусловно, изначально он также имелся в этом доме. Однако его впоследствии убрали.

Настоящий камин по сей день топится. Об этом свидетельствует заготовленная гора дров.

Семь лет назад, когда отыскались толковые каменщики, камин обновили. Периодически  архитекторы устраивают у него посиделки с готовкой блюд на огне. Жарят мясо или рыбу.

Кстати, въехали они сюда в 86-ом. По случаю новоселья устроили торжество. Архитекторам подарили множество подарков, среди которых пианино. Оно по-прежнему стоит в зале.

В следующем материале, посвященном деревянному зодчеству Барнаулу, мы расскажем о российском архитекторе Иване Носовиче, покажем дом - русский "теремок", в котором он сам жил (каждому из Вас приходилось им восторгаться, это точно!), великолепный дом в прибалтийском стиле, который Носович построил для Александра Лесневского. Лесневский, заметим, являлся городским головой Барнаула с 1913 года по 1916 год.

Татьяна Труфанова

На фото изображены дом губернского врача и его поликлиника.

Читайте полную версию на сайте