КПРФ: «На всю Россию осталось всего 10 сухопутных дивизий»
Председатель Комитета ГД по обороне В.П. Комоедов и депутат-коммунист В.Н. Тетекин обсудили с приглашенными экспертами последствия и ход реформы российских Вооруженных Сил, их боеготовность, а также способность противостоять угрозам нового типа.
В своем выступлении В.П. Комоедов осветил основные проблемы развития стратегических ядерных вооружений России. Так, по его мнению, это единственная часть военной сферы, не очень сильно затронутая тленом военных реформ последних лет. Тем не менее, отметил Владимир Петрович, отечественным стратегическим вооружениям необходима модернизация. "Наш ядерный потенциал в основном состоит из устройств стационарного базирования. В США же две трети ракет установлены на подлодках стратегического значения. И чтобы найти подлодку, нужна целая боевая операция", - заметил В.П. Комоедов, подчеркнув, что ресурсов для таких действий у России фактически нет.
"На Дальнем Востоке против нас поставлена РЛС в Перл-Харборе. В Европе для блокирования наших ядерных сил строится стационарная система раннего обнаружения", - рассказал адмирал.
Как считает В.П. Комоедов, наиболее рациональный способ "прорвать" эти барьеры – это использовать в качестве носителей ядерных зарядов атомные подводные лодки, но этого в России пока не сделали. "Я не считаю эффективной работу нашего премьера и правительства", - заявил Владимир Петрович.
"Сегодня мы имеем непонятную форму воздушно-космической обороны"
Заместитель главкома войск ПВО СССР в 1975 – 1981 годах, генерал-полковник А.И. Хюпенен рассказал о ситуации с созданными в прошлом году войсками воздушно-космической обороны. По его мнению, такое начинание можно только приветствовать, однако непонятно, как его развивать. "Без профильного учебного заведения и без военной науки нельзя этого делать. А сейчас, в ходе ликвидации военных вузов, создан вакуум подготовки специалистов в авиации", - подчеркнул он. В частности, А.И. Хюпенен напомнил о закрытии Военно-космической академии имени А.Ф. Можайского, вместе с которой Россия потеряла целых пять научных школ.
Прошедший за годы своей службы не одну военную реформу экс-начальник генерального штаба ВВС, генерал-полковник Б.Ф. Чельцов подверг критике разделение войск космической обороны. "Был создан всего лишь род войск. Это не система воздушно-космической обороны, а всего лишь род войск", - констатировал он, отмечая, что считает это наступлением на собственные грабли, вспоминая про реформу, в ходе которой Вооруженные Силы были разделены по округам. "Бороться с противником невозможно разрозненно", - подчеркнул Б.Ф. Чельцов. По его мнению, главная задача, которая должна ставиться перед военной реформой – это восстановление разрушенной системы управления войсками и создание автоматизированной системы взаимодействия различных родов войск.
Как считает генерал-полковник, если не накрыть страну единым информационным полем и не вложить достаточно ресурсов в развитие воздушно-космической обороны, то можно забыть о государстве. "Войны начинались с воздушно космических операций, и этим же часто и заканчивались. Югославия капитулировала при полном сохранении своих вооруженных сил", - напомнил он.
По мнению бывшего начальника зенитно-ракетных войск, генерал-лейтенанта А.Ю. Горькова военно-космическая оборона России непрерывно деградирует с 1985 года. "Мы "открываем" свои объекты на севере, не говоря уже о незащищенных объектах экономики страны", - подчеркнул эксперт, отметив, что в определенной степени от вражеских ракет защищены только Москва и Санкт-Петербург. "Пока к этому вопросу серьезно не подойдут первые лица государства, мы ничего хорошего не добьемся", - уверен А.Ю. Горьков.
"За 21 окаянный год не построено ни одного корабля, ни одной подлодки"
Бывший заместитель главкома ВМФ, адмирал В.И. Селиванов считает, что в настоящий момент ни один из российских флотов уже не способен выполнять реальные боевые задачи, помимо борьбы с так называемым "пиратством" и терроризмом. "Когда проходила операция в Ираке, там в заливе построились шесть ударных авианосцев США. А у нас в океане нет даже оперативных эскадр", - подчеркнул Селиванов.
По мнению В.И. Селиванова, основная задача, которая должна стоять перед руководством страны – восстановить боевой состав флотов до уровня проведения боевых операций, а также наладить деятельность главного штаба. "Он же не действует", - кратко резюмировал эксперт.
Как отметил экс – заместитель командующего ВМФ по тылу, вице – адмирал Ю.Г. Михайлов, российский флот деградирует и из-за несовершенства отечественной системы госзаказа. Так, по его словам, производство многих важнейших для строительства и ремонта кораблей систем, механизмов и даже просто материалов сегодня нерентабельно для предпринимателей, и поэтому заводы их не производят. В результате не могут быть введены в строй новые суда. "Нет корабельной стали", - привел пример Ю.Г. Михайлов. По его мнению, государство должно компенсировать предпринимателям производство подобной мелкосерийной продукции, иначе ситуацию с российской обороной никогда не выправить к лучшему.
"На всю Россию осталось всего 10 сухопутных дивизий"
Командующий 58-й армией Северо-Кавказского военного округа в 2003-2006 годах, генерал-лейтенант В.И. Соболев поделился своей точкой зрения на итоги реформирования сухопутных войск.
"Чем бригада отличается от полка? По боевым возможностям – ничем. По обслуживанию и обеспечению она имеет фактически дивизионный комплект", - кратко охарактеризовал генерал итог преобразования полковой структуры армии в бригадную. "В реальной войне с цивилизованными армиями бригадой очень трудно управлять, с ее громоздким тылом", - подчеркнул он.
"Если придерживаться старой терминологии, сейчас в сухопутных войсках осталось всего 10 дивизий на всю Россию-матушку", - сказал В.И. Соболев.
"С таким отношением к обороне и безопасности государства мы и остатки своей территории потеряем. Сухопутной армии у нас фактически нет. Нужен план строительства этой армии, или в ближайшем будущем мы останемся без страны", - резюмировал эксперт.
Генерал-лейтенант А.Н. Хрулев, командовавший 58-ой армией во время войны в Южной Осетии в 2008 году, считает, что сегодняшние сухопутные войска "кроме батальонных учений ничего не могут". По его мнению, проблема кроется как в отсутствии материально-технического обеспечения воинских соединений, так и в недостатках системы подготовки кадров. "Надо начать с научного обоснования реформы", - подчеркнул Анатолий Николаевич, отметив, что советниками министра обороны должны становиться не как сейчас, гражданские лица, а профильные военные специалисты.
Кроме того, с точки зрения А.Н. Хрулева, недееспособна и контрактная армия в существующем ее воплощении. "Контрактники не идут в бой без офицеров. Это люди, которые долго пробыли "на гражданке" и вкусили мирной жизни. А здесь надо идти в бой, погибать", - сказал он.
Генеральный конструктор ЗАО НТК "Аметех" В.С. Вишневский подробно рассказал о проблемах военно-промышленного комплекса. "На протяжении 20 лет мы не получаем ни одной копейки от государства", - в частности сообщил он.
Генерал-майор С.А. Канчуков, возглавлявший разведуправление Дальневосточного округа, предложил задать министру обороны главный вопрос – вопрос о том, кто является вероятным соперником России. "Когда мы будем знать кто у нас противник, отсюда мы будем строить вооруженные силы, будет у нас и готовность. Если мы не будем знать, кто наш противник, то можно долго говорить, вспоминать былые победы, но движения вперед не будет", - сказал он.
В своем заключительном слове депутат Государственной Думы от КПРФ, член Комитета ГД по обороне В.Н. Тетекин подчеркнул, что нынешнее положение вещей в Вооруженных Силах вызывает у фракции Компартии глубокою тревогу. "Наша задача – дать возможность руководству страны услышать точку зрения не журналистов и политологов, а профессиональных военных", - подчеркнул он, напомнив, что все материалы "круглого стола" будут опубликованы и впоследствии направлены первым лицам государства.
Также по итогам "круглого стола" были сформулированы вопросы, которые представители фракции КПРФ зададут на предстоящем "правительственном часе" министру обороны А.Э. Сердюкову.