Дмитрий Певцов: "Надо беречь близких. Жить не перед людьми, а перед Богом"
— Антрепризные мюзикловые проекты имеют тяжелую прокатную судьбу и, как правило, недолгую жизнь. А сил и времени требуют очень много. Что побудило вас при вашей занятости принять участие в этом спектакле?
— Главной мотивацией была, конечно,
музыка Лоры Квинт, которая написала удивительное произведение на
либретто Николая Денисова. Мне захотелось влезть в эту историю, чтобы
петь эту музыку. Кроме того, я люблю упражняться в том числе и в вокале,
которым сейчас серьезно занимаюсь. И здесь останавливаться нельзя —
надо развиваться. Пытаясь войти в разные музыкальные структуры, пробую
разные жанры, формы, стили. А нестабильность меня совершенно не пугает.
Есть какие-то вещи в жизни — они часто связаны с театром — прекрасные в
своей сиюминутности. Можно сыграть спектакль просто гениально, но
зафиксировать или повторить это невозможно. И все-таки он случился, этот
акт жизни, творчества, любви, обмена энергией. И это великолепно,
потому что это часть моей жизни. Да, я готов часть своей жизни тратить
на то, что мне интересно даже в течение непродолжительного времени.
— Это не первый ваш мюзикловый опыт — вы ведь играли в кальке бродвейского мюзикла "Иствикские ведьмы"?
— Ну, это была не калька. Товарищ
Макинтош, хозяин этого проекта в мировом масштабе, дал Янушу Юзефовичу,
постановщику нашего варианта, право на оригинальную версию. Она таковой и
стала. Откровенно говоря, я вошел в этот проект, чтобы научиться петь. А
здесь — другая история: потрясающая музыка. Может быть, что-то из
"Эдмона Дантеса" войдет и в мой сольный репертуар.
— Образ Монте-Кристо у каждого, кто любит роман Дюма, свой. Кто такой граф Монте-Кристо в вашем понимании?
— Мой метод таков, что я до конца сам не
понимаю характера своего персонажа. То есть на интеллектуальном уровне,
конечно, могу его описать, но целостный образ рождается в последние
моменты, может быть, даже на прогонах со зрителями. Когда я не думаю о
вокале, о технике, о мизансценах, когда включается фантазия и интуиция,
когда начинается взаимодействие с партнерами, со зрительным залом... Да,
я могу описать психологический портрет, но это не будет живой человек.
Каков будет мой герой — увидит зритель.
— Главное в образе Монте-Кристо —
мщение, причем неадекватно жестокое. Герой у Дюма сам в конце концов
приходит в ужас от собственных поступков. Вам близка такая жажда мщения?
— Я, как все люди, могу обижаться, но для меня здесь важно
другое: это история человека, который убил в себе любовь. Все как-то
обращают внимание на одну сюжетную сторону — человек вернулся, чтобы
отомстить. Но секундочку! У него была девушка, в которую он был влюблен,
и все эти годы он фантазировал — как они встретятся? Вот этот момент
для меня главный — не месть. И мы пытаемся это формулировать — то, что
человек сломался, понял, что идет не туда только после встречи с
Мерседес. Закаленный, закованный в броню, натренированный, богатый, все
спланировавший, он встречается с ней и оказывается неожиданно
беззащитным, поскольку его чувство к Мерседес по-прежнему живо. И дальше
он катится в пропасть, механически действуя по задуманному плану, но
радости это не приносит. И когда он видит невинные жертвы, его ощущение,
что он орудие в руках Всевышнего, пропадает. Он придумал себе такую
мотивацию и долгое время жил с ней, культивировал ее, пока не услышал
собственное сердце.
— М-да... Все как-то очень серьезно. Это вообще нормально для мюзикла, даже если его назвать музыкальной драмой?
— Прочтение серьезное, но форма весьма
ироничная — это есть и в либретто Николая Денисова, и в тех переделках,
которые сделал в пьесе Егор Дружинин. Есть это в огромном количестве и в
музыке Лоры Квинт, и в блистательной хореографии Алексея Карпенко и
Натальи Тереховой. В самой постановке огромное количество мест, где
зрители будут улыбаться, смеяться и даже хохотать. Меня это очень
радует. Потому что нельзя сидеть с нахмуренным лицом и смотреть, как
будущий Бэтмен пытается отомстить. По форме у нас все очень легко, но мы
сохранили сюжетные коллизии романа.
— Жанр обозначен как "музыкальная драма". Как вы это понимаете?
— Здесь очень важны драматические сцены. В
мюзикле история, сюжет — мостик между музыкальными номерами. Здесь
драматические сцены — главное. Смысловое соотношение в пользу
драматического начала. Эту историю не сыграть только в музыке.
— Как вы уже сказали, музыка — это то,
чем вы сейчас особенно много занимаетесь. Вы работаете вместе с
ансамблем "Картуш", и в вашем репертуаре невероятное разнообразие
жанров: тяжелый рок и Высоцкий, песни из спектаклей и романсы. Что же
можно считать вашим стилем?
— Я не могу определить — возможно, я свой
стиль еще не нашел. Мы куда-то двигаемся, что-то я пою как упражнения,
что-то — чтобы не дать зрителю устать, то есть выстраиваю драматургию
концерта. От серьезного перехожу к юмору, от юмора — к Вертинскому,
затем следует тяжелый рок. Я пою то, что мне интересно. Ведь я сам веду
концерты, каждое произведение — это не песня, а спектакль, облеченный в
музыкальную форму.
— То есть когда вы поете, вы больше актер, а не певец.
— Я — человек. Хотя обладая актерской
профессией и будучи на сцене почти 30 лет, я могу делать внутри песни
то, что не может ни один эстрадный исполнитель, воздействуя на зрителей
не только содержанием текста и музыкальной формой, но и своими
драматическими умениями. Для меня высший образец в этом жанре — Елена
Камбурова. Когда она позвонила мне, увидев какой-то наш концерт по
телевидению, для меня это была высшая похвала.
— Вы работаете в антрепризе, в кино,
даете концерты. Но вы ведь остаетесь ленкомовцем? Сейчас много спорят о
судьбе репертуарного театра — вы как к этому относитесь?
— Именно артистом репертуарного театра я
себя считаю. Театр — это дом, а в доме всякое бывает — бывает счастье, а
бывает так, что надо терпеть. И есть вещи, с которыми надо мириться,
потому что это твой дом.
— Но в антрепризе платят больше.
— Эта мотивация меня не волнует. У нас в
"Ленкоме" приличная зарплата. Хотя на одну эту зарплату семье было бы не
прожить. Но я сейчас реально зарабатываю концертами. Поэтому могу
позволить себе не сниматься в фильмах, которые мне не интересны.
Снимаюсь только тогда, когда история увлекает или снимает режиссер,
которому не могу отказать. И в последнее время кино меня радует: раньше я
много снимался и довольно скептически смотрел на себя даже в тех ролях,
которые считались успешными. А сейчас смотрю и вижу — артист хороший.
— Что вам ближе — классика или новая драматургия?
— Прежде всего талантливая драматургия — текст для меня очень важен.
— Почему не пробуете себя в режиссуре?
— Это другая профессия. Мы вроде в одной
реке плывем, но один берег пологий, а другой — обрывистый. Я много знаю
об этой профессии, но не обладаю чем-то тем, что должно быть у
режиссеров. Режиссурой надо заниматься только тогда, когда не можешь ею
не заниматься.
— Ваше слово тем, кто придет смотреть музыкальную драму "Я — Эдмон Дантес".
— Мы все несемся в каком-то диком экспрессе в разные стороны. Попробуйте, живя в этом ритме, в этом городе, в этой цивилизации, остановиться и увидеть, что кругом люди, что есть любовь. Надо говорить о любви, не стесняясь. Надо беречь близких. Надо как-то жить не перед людьми, а перед Богом. Людей легко обмануть поступками, макияжем, маской, а вот с тем, что в душе, внутри, — надо быть с этим осторожным.