Россия переписывает законы ради рейтинга Doing Business

Как выяснили "Известия", Минэкономразвития проверило 11 действующих нормативных актов на наличие положений, необоснованно препятствующих развитию бизнеса и завернуло на переработку 10 из них. В ведомстве "Известиям" сообщили, что начали получать ответы от проштрафившихся служб, которые выпустили правовые акты. Исправляться они не собираются: Минэкономразвития забраковало и новые варианты. Карт-бланш на устранение барьеров для бизнеса подопечные Андрея Белоусова получили с майским указом президента. Владимир Путин весной заявил, что ставит цель кардинального изменения места России в рейтинге Всемирного банка Doing Business с нынешнего 120-го до 50-го к 2015 году и до 20-й позиции к 2018 году.

Департамент оценки регулирующего воздействия, созданный в Министерстве экономического развития в 2011 году, уже поставил на поток оценку проектов регулирующих актов — счет идет на сотни оцененных документов. Но к оценке действующих актов он приступил только в 2012 году. Для поиска норм, которые затрудняют ведение бизнеса в России, в состав были приглашены объединения предпринимателей: "Опора России", "Деловая Россия" и РСПП. И получив их мнения о том, какие документы наиболее вредны для бизнеса, министерство дало заключения по 11 актам.

Десять документов было забраковано — в них выявлены положения, которые препятствуют ведению бизнеса в России. Например, в одном из документов — приказе Минздравсоцразвития "Об утверждении порядка аттестации рабочих мест по условиям труда" введена аттестация всех рабочих мест раз в пять лет. Но распространять данное требование на те рабочие места, по которым статистически не доказаны случаи возникновения вреда работникам, избыточно, говорит директор департамента оценки регулирующего воздействия Вадим Живулин.

— Возникает необоснованное затруднение ведения предпринимательской и инвестиционной деятельности, — пояснил собеседник.

Среди обжалуемых документов также "Технические условия в области производства и оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции в части хранения алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, расфасованной в потребительскую тару", утвержденные приказом Росалкогольрегулирования от 26 октября 2010 года, приказ Минфина России от 11 января 2009 года "Об утверждении Инструкции по осуществлению пробирного надзора", приказ Минсельхоза России от 16 ноября 2006 года "Об утверждении Правил организации работы по выдаче ветеринарных сопроводительных документов". Из последнего, например, требуется "исключить пункт о дополнительном разрешении Россельхознадзором перемещения продукции, безопасной в ветеринарном отношении".

В итоге Минэкономразвития отправило в Минюст предложения об отмене или изменении рассмотренных документов. Минюст, в свою очередь, вынес представления соответствующим госструктурам о внесении в них изменений. Отклики уже начали приходить. Как рассказали в департаменте, Росалкогольрегулирование после замечаний представило проект поправок, но он Минэкономразвития не удовлетворил — поправки признаны недостаточными.

В основном нарекания со стороны предпринимателей вызывают нормативные акты, принятые до начала 2000-х годов. Тогда при формировании нормативно-правовой базы, касающейся бизнеса, действовало негласное правило — создание максимальных препятствий для его деятельности, говорит первый вице-президент "Опоры России" по экспертно-аналитической деятельности Владислав Корочкин.

Цель, по его словам, заключалась в том, чтобы ведение бизнеса во многом зависело от госорганов — чтобы их разрешение требовалось для совершения чуть ли не каждого действия. На этом фоне сформировались целые рынки услуг для предпринимателей. Не случайно работа правительства по устранению барьеров встречает противодействие со стороны лоббистских группировок отдельных ведомств и служб, добавляет Корочкин.

За рубежом, по мнению старшего юриста департамента юридического консультирования консалтинговой группы "НЭО Центр" Николая Захарова, ситуация с учетом интересов бизнеса не отличается кардинально от сложившейся в России. Но в большинстве развитых стран процедуры взаимодействия бизнеса с госорганами проще, чем в России.

— Это зачастую обуславливает более высокий уровень их инвестиционной привлекательности, — констатирует Захаров.

Такую законодательную бизнес-экспертизу Минэкономразвития проводит впервые, добавили в ведомстве;  до конца года ведомство проверит вторую партию спорных норм.


Читайте полную версию на сайте