Андрей Подпальный: «Перед тем как заниматься с подопечным его надо образумить»

В редакцию газеты "Комсомольская правда" - Барнаул" пришли известные на весь мир паралимпийцы, которые живут и тренируются в нашем городе

Тамара Подпальная, Ирина Казанцева и их тренер Андрей Подпальный уже давно вернулись с паралимпиады из Лондона. Где, к слову, Тамара завоевала серебро. И поэтому рассказывать об этом событии они уже порядком устали, поэтому в нашем разговоре мы его коснулись лишь вскользь.

Что сейчас главное в инваспорте, победа или участие?

А.П. - Формально все говорят, да, главное - участие. Но все сводится к тому, что необходимы победы. Лозунг не то что устарел, руководство страны и паралимпийский комитет идет в таком направлении.

Т.П. – Я сразу почувствовала,  как ко мне изменилось отношение. До этого я была чемпионкой а тут взяла серебро. Просто чемпион один, а призеров два.

Когда мы прилетели в Шереметьево в зале, где получают багаж, нас сразу рассортировали. Сказали прямо – кто с наградами выходит через парадную дверь, где ждали журналисты и телевидение, а кто без медалей идет через заднюю дверь.

Зачем они так сделали?

А.П. - Мы на этот вопрос ответить не можем. Но отрадно, что, приехав домой, нас просто замечательно встретили.

Если опустить подобные неприятные факты, можно сказать, что отношение к инваспорту меняется?

И.К. – Да, конечно. Его стали больше показывать в СМИ. Взять даже "Кросс наций", к нам подходили люди за автографами, фотографировались с нами. Даже ребятишки узнавали. Хоть было немного некомфортно, потому что к такому вниманию не привыкли, все равно приятно.

Понятно, здоровый

спорт может более зрелищным, и то хотя не всегда. Но на наш спорт люди тратят не меньше сил, а некоторые добиваются результатов, которым позавидовали бы даже здоровые спортсмены.

На Паралимпиаде я смотрела плавание, где у спортсменов полностью отсутствовали руки. Но они стремятся быть успешными людьми, они не закрылись в себе.

Много желающих заниматься спортом среди людей с ограниченными возможностями в Барнауле? И есть ли какие-то препятствия?

А.П. – Я как руководитель клуба "Патриот" говорю, что наши двери всегда открыты. У нас была проблема – доступ к помещению для колясочников. Но сейчас нам сделали хороший пандус, крыльцо, окна и вентиляцию. Это очень радует. Правда для этого нам пришлось отработать 10 лет и показывать высокие успехи, но оно того стоило и думаю, что дальше все будет развиваться еще лучше.

Т.П. – Здесь существует еще одна проблема. Очень трудно вытащить инвалида из четырех стен. У нас были случаи, нам звонили и говорили – пригласите человека к себе. Андрей звонил, рассказывал, а они только отвечали – спасибо что знакомили, на этом все и заканчивалось.

Более активны, как правило, люди с приобретенной инвалидностью. Многие с врожденной считают, что им все обязаны. Некоторые вообще приходят и говорят, - я буду у вас заниматься, сколько мне будут платить? В Москве это уже стало повсеместным, а у нас пока только зарождается.

А.П. – Тренер должен не только вывести на спортивные высоты. Перед этим человека надо образумить. То есть рассказать что такое хорошо, что такое плохо. Многие считают, что им должны. От этого надо избавляться. Для того чтобы тебе стали должным надо много работать, стремиться, а когда стремишься, тебе начинают помогать. Один из философов сказал, что надо помогать только тем, кто хочет стать лучше.

Это касается не только людей с ограниченными возможностями, но и абсолютно здоровых с высшим образованием. Доходит до смешного. Такие люди порой показывают полную недееспособность. Если зарабатывать, то сразу много, если жилье то тоже сразу. Так просто не бывает.

Многие не хотят слышать этого. Государство начало помогать когда мы добились не просто высот, а сверхвысот. Когда Тамара выиграла Олимпиаду в Сиднее, на тот момент не было никакой материальной поддержки. И мы не говорили, что нам должны, а скрупулезно, тихой сапой шли к цели. Ирина вообще первый год по ночам тренировалась.

И.К. – Я работала литейщиком. Тут либо до ночи работаешь, потом тренировка, либо тренировка, а потом на работу. Но через год мне пришлось отказаться от этой работы.

Так что же в спорте в конечном итоге оказывается важнее – материальная поддержка или хорошая психологическая атмосфера?

А.П. – Конечно важно и то и то. Сейчас нам материально помогают достойно. Вот со второй составляющие сложнее.

Чиновники не забывают каждый раз тыкать тем, что выделяются деньги. Я знаю одного человека из сборной. Ему так в очередной раз потыкали, мол мы тебе платим, а ты давай лучше результаты показывай. Так он не потерялся. Ответил, что такая материальная помощь ему не нужна.

Это проскакивает даже на местном уровне. Мы очень рады, что нам очень хорошо помогают. И каждый раз я и мои спортсмены не забываем поблагодарить за это. Но просто не надо так на этом акцентировать внимание.

Скажите, а становится ли Барнаул более удобным для передвижения инвалидов?

И.К. - В нашем городе ничего не меняется.  В больших магазинах делают нормальные пандусы. На Попова есть магазин напротив дом быта. Там широкие ступеньки, поднимаясь по которым попадаешь на большую площадку. Пандус там построен под углом 45 градусов, заехать очень трудно. Когда поднимаешься по нему выезжаешь на маленькую площадочку, где нет места чтобы развернуться. А когда спускаешься, упираешься прямиком в дерево.

Доступная среда – это проблема не только нашего города. Взять даже Москву. В метро просто нереально попасть человеку на коляске. Или обязательно нужен сопровождающий. В Европе везде сделаны лифты и в торговых центрах и в метро.

Т.П. -По сути это ведь надо не только колясочникам. Лифты и хорошие пандусы нужны молодым мамам и пенсионерам.

И.П. - Первый раз были в Сиднее. Приехали 20 дней была адаптация. Мне ребята из команды говорят, - надо быстрее в Россию, а то еще немного и мы дома не сможем по родине ездить. У нас везде препятствия, а там все совершено доступно.

Какие у вас планы на ближайшее будущее?

А.П. - Скоро в Петербурге будет кубок России. Признаться, мы еще не отошли от лондонской нервотрепки. А на следующий год будет этап кубка мира.

Т.П. – Я хочу третье олимпийское золото.

И.П. – А я хочу первое! Или хотя бы зайти в тройку. На самом деле войти в пятерку уже престижно, но у нас это слабо понимают. Хочется, чтобы тебя воспринимали как полноценного спортсмена.
Читайте полную версию на сайте