Европа приняла жесткую резолюцию по России

Сегодня, 3 октября, "Известия" написали о том, что ПАСЕ – Парламентская Ассамблея Совета Европы - приняла жесткую резолюцию по России.

Когда Ассамблея еще утром во вторник занялась обсуждением доклада о выполнении Россией взятых на себя в 1997 году при вступлении в Совет Европы обязательств по либерализации и демократизации внутри страны, стало понятно, что единодушного мнения на тему будущего рекомендации в ПАСЕ нет. Представители двух из пяти политических групп Ассамблеи выступили с предложением отклонить рекомендации, мотивировав это тем, что россияне слишком уж резко воспринимают происходящее, так что "от греха подальше", лучше принять резолюцию. Она важнее. Еще одна политгруппа сомневалась, две – поддержали проект рекомендаций.

В итоге текст принятой ПАСЕ резолюции оказался даже жестче, чем был изначально. Большинство поправок российской делегации, смягчающие текст, не прошли. Например, в финальном варианте так и осталось требование "немедленного освобождения Pussy Riot”. Требование выполнения предыдущих резолюций ПАСЕ по Грузии (отвод войск, отказ от признания независимости двух республик, возврат территорий) дополнили таким пунктом: "Открытие избирательных участков в Абхазии (Грузия), Южной Осетии (Грузия) и Приднестровье (Молдова) без явного согласия де юре власти в Тбилиси и Кишиневе, а также предыдущая  "паспортизация" населения на этих территориях, нарушают территориальную целостность этих государств, как это признается международным сообществом включая ПАСЕ”.

Более того, в числе поправок была и одна – о “казусе Геннадия Гудкова”. “ПАСЕ обеспокоена решением Думы лишить Геннадия Гудкова, члена Справедливой России, его депутатского мандата…. Это решение было принято простым большинством голосов на основании доказательств, представленных Генпрокуратурой и СКР без судебного разбирательства. Оно устанавливает опасный прецедент, который может подорвать саму суть представительной демократии”. Ассамблея призвала Госдуму отказаться от своего решения и установить надлежащие процедуры для реализации правовых норм, “соответствующие демократическим стандартам”.

Помимо этого России рекомендуют воспользоваться помощью Венецианской комиссии и пересмотреть нормы недавно принятых законов об НКО, о клевете в интернете, поправки к закону о собраниях (так называемый "закон о цене на протест").

А также выполнить давние обязательства перед Советом Европы, например, закрепить де юре отмену смертной казни. И еще много чего…

Напомним, изначально Москва отреагировала на готовящуюся резолюцию и на повышение уровня мониторинга до Комитета министров Совета Европы (КМСЕ) максимально жестко.

Был отмен визит спикера Госдумы Сергея Нарышкина, а российская делегация ушла в жесткую оппозицию, борясь против проекта рекомендации.

Градус негатива в отношении резолюции, впрочем, был снижен. Делегация открыто говорила о том, что она будет голосовать против нее, но в целом не имела ничего против продолжения процедуры мониторинга и диалога с Советом Европы. Но на своих условиях – без рекомендаций. Так как рекомендация КМСЕ "отнестись со всем вниманием к опасениям и вопросам, поднятым в резолюции" была расценена в Москве, как попытка перевести мониторинг России на уровень КМСЕ или продублировать его. Хотя объективности ради, Комитет министров и так мониторит ситуацию в каждой стране-члена СЕ даже без рекомендации ПАСЕ.

Как пояснил "Известиям" один из ведущих ораторов, из двух зол надо выбирать меньшее. И пусть, мол, российская делегация во главе с ее председателем потом будет подавать такой исход, как свою большую победу, на деле же Ассамблея "под шумок" сделает главное – мониторинг России будет продолжен, обязательная к исполнению резолюция будет принята в самом жестком варианте, а контроль за стороны КМСЕ никто и не снимал и рекомендация для этого не нужна.

Все произошедшее сильно напомнило политическую игру. На Западе подозрительность российских властей и их способность увидеть "двойное дно" хорошо известна. Так что достаточно было внезапного появления рекомендации КМСЕ на комитете по мониторингу 4 сентября, как Москва тут же среагировала. Стояли за этим или нет какие-то внутренние игры, в которых якобы был задействовал спикер ПАСЕ, сказать сложно. Кое-кто из членов Ассамблеи всерьез убежден, что Жан-Клод Миньон был главной движущей силой "заговора". Сам спикер, однако, утверждает, что все было сделано в рамках регламента и по стандартной процедуре.

Российская делегация, как и предвидели европейцы, бурно радовалась победе. По словам вице-спикера Леонида Слуцкого, "мы не позволим с нами играть, это убедительная победа делегации России", "мы доказали свой авторитет в ПАСЕ".

Ответы на вопросы журналистов, где же тут выигрыш – резолюция-то жестче некуда, отвечали примерно в таком стиле: сейчас отбились, дальше – разберемся. Их коллеги по ПАСЕ только устало добавляли, что победа, как ни крути, Пиррова: не исполнять резолюцию нельзя, КМСЕ мониторит ситуацию и без рекомендаций, а следующий доклад уже через два года.

Фото: izvestia.ru.

Читайте полную версию на сайте