Стоимость проезда на верхних, нижних и боковых полках в поездах не будет одинаковой

Сегодня, 2 октября, "Известия" написали о том, что вице-премьер Аркадий Дворкович поручил Минэкономразвития, Минтрансу и другим профильным ведомствам разработать меры повышения рентабельности пассажирских перевозок в общих и плацкартных вагонах поездов дальнего следования.

Причиной стало "ограничение средств федерального бюджета", выделяемых на компенсацию потерь перевозчиков от госрегулирования тарифов. В соответствии с протоколом заседания рабочей группы, субсидирование пассажирских перевозок в 2013 году предполагается сократить до 40 млрд рублей. В 2012 году эта сумма составляла 54 млрд руб.

В качестве мер повышения рентабельности на сентябрьском заседании рассматривались сезонное регулирование тарифов и дифференциация цены билета по условиям проезда. Так, проезд на верхних, нижних и боковых полках не должен стоить одинаково, считают в правительстве. Также рассматривалась возможность сокращения наиболее убыточных маршрутов. Но закрывать убыточные направления будут только при наличии "альтернативных способов перевозки пассажиров".

Еще одна планируемая мера в связи с ожидаемым дефицитом бюджета-2013 – Минтрансу и РЖД предлагается проработать переход от субсидирования пассажирских перевозок к адресному субсидированную отдельных категорий граждан. Ведомствам также поручено изучить возможность полной или частичной либерализации отдельных сегментов рынка пассажирских перевозок в плацкартных вагонах. А это означает, что плацкарт будет дорожать еще быстрее, все приближаясь к ценам на авиабилеты.

Как известно, ценообразование по перевозкам в плацкартных и общих вагонах регулируется государством, и тарифы устанавливаются ниже экономически обоснованного уровня. На этот сегмент в 2011 году пришлось 70% всех пассажироперевозок. Из года в год размер государственных субсидий сокращается, что не позволяет полностью покрыть убытки РЖД. Например, в 2011 году дефицит субсидий составил 7 млрд. руб. В 2009 году субсидии в госрегулируемом секторе составили 36,2 млрд руб., в 2010 году – 35,7 млрд руб., а в 2011 году – 29 млрд руб.

По мнению ведущего эксперта УК "Финам Менеджмент" Дмитрия Баранова, ситуация с финансированием перевозок дальнего следования в России не имеет простого решения.

– В любом случае пути всего два – либо повышать цены, либо увеличивать государственное финансирование, – говорит Баранов. – Дифференцирование цен по категориям граждан для Федеральной пассажирской компании (ФПК – дочерняя структура РЖД, занимающаяся пассажирскими перевозками. – "Известия") практически невыполнимо, так как компании станет сложнее заранее формировать поезда и определять состав вагонов.

Глава ФПК Михаил Акулов в разговоре с "Известиями" отказался сообщить, какие из предложений по сокращению расходов на плацкарты и общие вагоны наиболее предпочтительны для самой компании.

– На данный момент мы знаем, что в проекте бюджета сумма субсидии существенно снижена по сравнению с 2012 годом. Мы ждем окончательного принятия решений о размере субсидий, – подтвердил Акулов. По его словам, ФПК является лишь исполнителем и сейчас ждет решения ФСТ по тарифам на перевозки в вагонах регулируемого сектора. Что же касается дифференциации стоимости проезда на верхних и боковых полках, то решение будет принимать Минтранс, утверждающий павила указания услуг пассажирам.

В соответствии с поручением Дворковича, ведомства должны разработать и внести в правительство план мероприятий по повышению эффективности пассажирских перевозок до 20 октября.

Фото: izvestia.ru.

Читайте полную версию на сайте