Китайцы и другие жертвы кризиса экономики секса
Суть экономики - это не деньги, а выбор и обмен, уверена Франсис Вулей, профессор экономики из канадского Carleton University. Она специализируется на экономике семьи, труда, государственной политике в этой сфере и сексе.
Роль последнего в экономике, по ее мнению, явно недооценена. Факторы, связанные с сексом, предопределили бурный рост сбережений в экономике Китая или брачную сегрегацию женщин в Штатах.
Вулей поясняет, что важнейший выбор в жизни каждого человека - это выбор сексуального партнера. Именно поэтому сексуальные мотивы, фактически, пронизывают экономику: они влияют не только на брачный рынок, но и, например, на рынок труда.
Под словом "пол" можно понимать две вещи: во-первых, сугубо биологические различия людей, то есть рост, вес, физическую силу. Во-вторых, пол - это определенные стереотипы, связанные с женственностью или мужественностью.
С этими двумя понятиями одного слова и связана экономика секса. Она, по мнению Вулей, может ответить на множество вопросов.
На что люди готовы ради секса?
- Люди выбирают соответствующие их полу профессии.
- Женщины готовы спустить последние деньги на дорогую помаду.
Секс напрямую влияет на поддержание социальных ролей или выбор профессии. В ходе одного из исследований студентов попросили оценить два брачных объявления. В обоих речь шла о женщинах около 30, привлекательных, спортивных и финансово независимых, обе искали себе партнера для длительных отношений. Правда, одна из них была по профессии медсестрой, а другая - электриком.
Первая из них собрала куда больше положительных отзывов студентов мужского пола. И это понятно. Мужчины низкостатусных "женских" профессий, например, работающие нянями, или женщины, занимающиеся "мужскими" профессиями, кажутся окружающим менее привлекательными. В каждой стране мира профессии разделяются по полу - это один из эффектов экономики секса.
В психологии и экономике давно известен "эффект помады" : во время кризиса резко растут продажи дорогой косметики и одежды. Здесь тоже срабатывает половой инстинкт: женщины в неспокойные времени хотят увеличить свои шансы на более успешного мужчину.
Что предпочитают игроки брачного рынка?
- Есть рынок, непосредственно связанный с выбором партнеров: это брачный рынок и рынок свиданий. На нем есть и свои профессионалы - брачные агентства.
- Мужчины не любят слишком образованных женщин. В одном из исследований авторы проанализировали данные о семи тысячах посетителях сайтов знакомств из Бостона и Сан-Диего за три с половиной года.
- Один из их выводов такой: мужчины и женщины в США при поиске партнера обращают внимание на образование - оно должно быть примерно одинаковым и у того, кто ищет партнера, и у кандидата. Женщины согласны обратить внимание на более образованного кандидата, а вот мужчины стараются держаться подальше от образованных женщин.
- Правда, в Канаде, например, соотношение женщин и мужчин, получающих степень магистра, равно 1,17 к 1. Такое же соотношение и у женщин и мужчин с другими научными степенями. Образованным женщинам, таким образом, явно не хватает партнеров. Вулей интересуется, что это изменит - требования к кандидатам или рынок в целом?
- Люди женятся на людях одинакового с ними цвета кожи. Есть и другая интересная тенденция брачного рынка: в США, где смешались разные народы, цвет кожи до сих пор важен при принятии решений о браке.
- В NY Times исследовали то, как часто в США заключаются межрассовые браки.
С 1980 по 2009 год в США доля межрассовых браков выросла в 2 раза - теперь таких браков примерно 9% от общего количества. В то же время белые предпочитают жениться на белых, а темнокожие - на темнокожих. А к смешанным бракам больше готовы азиаты, месикансцы, пуэрториканцы и латиноамериканцы.
До чего могут довести половые дисбалансы
- Китай - страна, в наибольшей степени страдающая от половых дисбалансов. С 1980 года в Китае проводится политика "одного ребенка": так власти пытаются контролировать рождаемость. Это привело к повсеместному отказу от девочек - все женщины хотят иметь сына и делают аборт, если пол зачатого ребенка оказывается "неподходящим". Ситуации усугубила крайняя дешевизна и доступность ультразвуковых исследований с целью определения пола и возможность сделать поздний аборт без каких-либо ограничений.
- Теперь в Китае гораздо больше мужчин, чем женщин. Конкуренция среди молодых мужчин на брачном рынке очень высока, ее повышают китайцы, ищущие себе вторую жену или подругу.
- Поэтому китайцы больше сберегают. Семьи нашли свой способ конкурировать на брачном рынке: родители копят приданное для своих сыновей. Действительно, статистика показывают, что семьи, в которых есть сыновья, копят больше, чем те, которые растят невест.
- Экономисты уверены, что 60% роста уровня сбережений в Китае с 1990 по 2007 годом связаны с дисбалансами половой структуры населения.
- Чем больше мужчин, тем выше преступность. Китай - пример еще одного проявления полового дисбаланса. За последние 20 лет в Китае в два раза выросла преступность. Экономисты подсчитали, что увеличение соотношения мужчин к женщинам в Китае на 0,01% увеличивает количество преступлений, связанных с разбоями и грабежами, на 3%. Это означает, что социальный эксперимент, поставленный китайскими властями, предопределил 15% от общего роста преступности в стране.
- Политика одного ребенка привела к "сексуальной" миграции. Есть и еще одна отрицательная сторона политики "одного ребенка": мужчины не могут найти себе жену, поэтому растет миграция - они уезжают в те районы, где демографическая ситуация лучше.
- Часто мигранты брачного рынка в Китае покупают любовь за деньги. Рынок проституции вырос, вместе с ним увеличилось и распространение венерических заболеваний в Китае.
- Плохая демография - причина конфликтов. Существует множество работ, где эксперты находят взаимосвязь между демографией и конфликтностью того или иного общества.
- Чаще всего вероятность революций или военных конфликтов выше тогда, когда в обществе много молодых мужчин. Этим, например, объясняют агрессивную политику Древнего Рима. Однако многие ученые все-таки уверены, что это спекуляции, и сам по себе этот фактор к росту агрессии в обществе привести не может.