Правительство одобрило сокращение накопительной части пенсии
Стратегия предполагает три этапа пенсионной реформы, по завершении которой пенсия будет формироваться из трех частей — государственной, корпоративной и добровольной. На первом этапе, в 2013-2015 гг., предполагается повышение тарифа для вредных производств, для самозанятого населения, увеличение периода выплаты пенсии с 19 до 21 года — все эти изменения уже учтены в бюджете на 2013-2015 гг. Помимо этого предполагается сократить накопительный взнос с 6 до 2 процентных пунктов в пользу солидарной части (в нее поступят остальные 4 п.п.) и предоставить гражданам право выбора — направить 2% в накопительную часть или все 6% оставить в солидарной.
На втором этапе, в 2016-2020 гг., предлагается стимулировать работников, выбравших отчисления в накопительную часть, доплачивать в накопления еще 2% зарплаты самостоятельно.
На третьем этапе, который закончится в 2030 г., предполагается, в частности, расширить охват населения корпоративным пенсионным страхованием.
По окончании реформы, обещают ее разработчики, пенсия составит 40% от заработка — при условии получения средней зарплаты в течение 40 лет, а дефицит Пенсионного фонда сократится с 2% до 0,8% ВВП.
Пресс-секретарь премьера Наталья Тимакова ограничила комментарий сообщением, что премьер подписал стратегию и внес в администрацию президента. Стратегия предполагает снижение накопительного тарифа до 2%, подтвердил пресс-секретарь вице-премьера Ольги Голодец.
Именно такие предложения поступили в президентскую администрацию, говорит ее чиновник: конкретного срока начала реформы накопительной части в стратегии нет, но нет и других вариантов, кроме сокращения накопительного тарифа до 2%. Но с 2013 г. изменения в накопительной части вводиться не будут, говорит кремлевский чиновник.
Это жесткий вариант, предложенный Минтрудом, говорит чиновник финансово-экономического блока.
Но в правительстве до сих пор не решили, утверждать стратегию или считать ее докладом президенту, говорит кремлевский чиновник: "С учетом нашей реакции будут решать этот формально-процедурный вопрос". Смысл — сделать стратегию максимально общей, а конкретику вырабатывать при подготовки законов, считает чиновник аппарата правительства. Законы можно принимать и без стратегии, но только придется каждый из них обсуждать и согласовывать по новому кругу, сетует сотрудник администрации президента.
"Ходят довольные", — говорит о коллегах из социального блока чиновник из финансово-экономического. Снижение обсуждается, но пока накопительную часть трогать не будут, говорит высокопоставленный чиновник правительства. Вариант снижения накопительной части в стратегии есть, сейчас он взят за базовый, но возможны и иные варианты балансировки бюджета, говорит высокопоставленный чиновник Минфина: "Будем доказывать необходимость длинных денег".
2% тарифа — это ничто, это, по сути, полное сворачивание накопительных пенсий, говорит Татьяна Омельчук из ЦСР. По расчетам Внешэкономбанка, в таком случае накопительная пенсия будет свернута за три года. "Пенсионные накопления, единственный источник длинных денег в России, исчезнут", — говорил директор департамента Внешэкономбанка Александр Попов.
"По накопительной, насколько я знаю, принятие решения отложено до 1 января. То есть у нас еще есть возможность обсудить с более серьезными расчетами", — сказал председатель Комитета гражданских инициатив Алексей Кудрин.
Высокопоставленный чиновник правительства также говорит, что обсуждение продлится до Нового года.
Кудрин собирается представить правительству свой вариант реформы. Расчеты ПФР, по которым из-за низкой доходности накоплений пенсия будет на 24% ниже, чем если бы весь тариф уплачивался в страховую часть, у Кудрина вызывают сомнения.
По расчетам ЦСР, даже при максимально консервативной доходности в 3% сверх инфляции с 2020 г. (до
этого — меньше) пенсия за счет накоплений получается больше на 10%.
Кроме того, страховая часть — это виртуальные деньги, но реальные
обязательства государства, рост страхового тарифа — автоматическое
повышение этих обязательств, и риск того, что в какой-то момент
государство с таким объемом обязательств не справится, достаточно велик,
считает Кудрин: будет как со вкладами Сбербанка
Все
это вызывает ощущение большой спешки в реформе, которая носит
экзистенциальный характер и для экономики, и для сохранения социального
мира, считает вице-президент РСПП Игорь Юргенс:
как показало обсуждение стратегии на заседании трехсторонней комиссии, у
работодателей и профсоюзов есть возражения по поводу уже внесенных в
бюджет изменений — повышения тарифов для вредных производств. "Мы
говорим: дайте нам время все обсудить. Мне кажется, в этом государство
должно быть заинтересовано, а не работодатели и профсоюзы, — горячится
Юргенс. — Когда настанет кризис — демографический и другой — профсоюзы
на это среагируют руками, не дай Бог с булыжниками, а работодатели уже
реагируют ногами — выводом капитала".