Фотографии симпатичных животных повышают работоспособность
Наверное, неудивительно, что изучение проводилось в
Японии, откуда пришло новомодное жаргонное слово "кавайный" (с
японского "прелестный"). Симпатичные герои сериалов "Привет, киска" и
"Покемоны" создают позитивные чувства, говорят исследователи, так как
своими большими глазами и головами они напоминают малышей.
Известно, что у людей наблюдение за лицом ребенка вызывает нежные родительские чувства, и некоторые ученые предполагают, что такие милые изображения могут стимулировать дружеские отношения. А недавно специалисты Университета Хиросимы продемонстрировали, что эти чувства выходят за рамки заботы о ребенке и социальных ситуаций и могут способствовать решению задач, требующих особенную внимательность и концентрацию.
В первой части эксперимента 48 студентов колледжа играли в такую игру: при помощи пинцета они должны были вытянуть 14 крошечных кусочков из углублений в игровом поле в форме тела пациента. После первого тура половина студентов просмотрела семь изображений детенышей животных (считающихся симпатичными), тогда как остальные участники наблюдали фото взрослых животных.
Затем студенты снова
попробовали выполнить задание. Те из них, кто только что смотрел на
изображения малышей, смогли вытянуть гораздо больше игровых кусочков,
чем раньше, тогда как остальные едва улучшили результаты.
Ранние исследования продемонстрировали, что люди замедляют речь в разговоре с детьми, и японские исследователи предполагают, что изображения славных малышей может производить похожий эффект. Действия студентов, которые просмотрели такие фотографии, замедлились и стали эффективнее в ходе игры. Кроме того, исследователи подозревают, что у участников именно этой группы активировались чувства заботливости, а ведь это помогает улучшить выполнение задач, связанных с предоставлением помощи (даже по отношению к человекоподобной игровой доске).
Чтобы подкрепить полученные данные, исследователи провели тот же эксперимент, но с небольшими изменениями, для 48 новых участников. Вместо задачи по выполнению операции студенты имели дело с наборами цифр, в которых они должны были посчитать количество появлений определенной цифры. В течение трех минут студенты давали максимально возможное количество правильных ответов, при этом добавилась нагрузка, связанная с ограниченным промежутком времени. В этот раз исследователи разделили студентов на три группы, две из них смотрели на изображения маленьких или взрослых животных, как и ранее, тогда как третья группа наблюдала изображения аппетитных суши, стейков и другой пищи.
Результаты первого эксперимента подтвердились. Во второй раз студенты, смотревшие на детенышей животных, намного лучше справились с цифровым заданием, тогда как другие участники незначительно улучшили результаты. Чтобы хорошо выполнить задание, надо было сосредоточиться на необходимой цифре, отмечают ученые. И действительно, во втором эксперименте обнаружилось, что участникам, посмотревшим на прелестных малышей, удалось лучше выделить частные особенности.
"Кавайные" вещи не только делают нас счастливее, но и влияют на поведение, - пишут ученые. – Это исследование демонстрирует, что просмотр миловидных явлений природы улучшает последующее выполнение задач, которые требуют функциональной тщательности, возможно, путем сужения внимания".