Кредиты на иномарки помогли увеличить продажи «АвтоВАЗа»
В августе текущего
года (последнем месяце до введения утилизационного сбора) было продано
504,8 тыс. подержанных машин, тогда как за тот же период прошлого года —
407,8 тыс. Лидером по продажам в очередной раз стали модели Lada, на
них пришлось порядка 35%. Прирост продаж Lada Priora в августе составил
65% к августу прошлого года — с 3,4 тыс. до 5,6 тыс. Лидером по объему
продаж стала вазовская "семерка" — на конец августа перепродажи этой
модели составили 21,5 тыс. машин, что на 21,3% больше чем в прошлом
году. Среди иностранных моделей в лидерах Toyota Corolla, продажи
которой в августе выросли на 40% к августу прошлого года.
Аналитик ИК "Финам" Алексей Захаров объясняет увеличение продаж вторичным эффектом государственной программы утилизации.
—
Сейчас автомобили, купленные по этой программе, исчерпывают гарантию, и
часть владельцев меняет их на новые. Кроме того, сказалось прекращение
выпуска вазовской классики. Дешевые автомобили всегда востребованы, а
поскольку новых машин по такой цене уже нет, люди покупают автомобили с
пробегом, — объясняет Захаров.
Аналитик "Атона" Михаил Пак
считает, что рост продаж б/у автомобилей мог быть вызван стремлением
людей приобрести машину в период между вступлением России в ВТО и
введением утилизационных сборов.
— Продажи новых машин также
выросли — на 15,1% к августу 2011 года. Те, кто откладывал покупку в
надежде на снижение пошлин после вступления в ВТО, могли пересмотреть
свои ожидания из-за высоких утилизационных сборов, — сказал Пак.
В самом "Автостате" рост продаж подержанных автомобилей объясняют активным переходом банков на вторичное автокредитование.
—
Многие банки, начиная с 2011 года, стали наращивать присутствие в нише
вторичного кредитования. Например, переквалифицировался на вторичный
рынок банк "Восточный экспресс", который еще в 2010 году не занимался
подержанными автомобилями, а в 2011–1012 годах их доля в его
автокредитах составила почти 100%. Растет доля выданных кредитов на
подержанные автомобили у Ханты-Мансийского банка, Алтайэнергобанка,
Юниаструм-банка. Активнее стал работать в этом направлении ВТБ-24. Доля
кредитов на подержанные автомобили в общей массе автокредитов у него
хоть и невысока (11%), но количество выданных кредитов на б/у авто в
2011 превысило 100 тыс., — рассказывает начальник отдела аналитики АА
"Автостат" Андрей Топтун.
По его словам, сейчас создается
большое количество специальных кредитных продуктов для вторичного рынка.
Кроме того, улучшаются условия по процентной ставке и первоначальному
взносу.
Вице-президент центра развития банковской системы
Ассоциации региональных банков России Олег Иванов объясняет развитие
вторичного рынка агрессивной политикой, которую проводят банки,
аффилированные с автопроизводителями.
— Кэптивные банки
ориентированы на повышение объема продаж своей собственной торговой
марки. В связи с этим универсальным банкам стало сложно работать в нише
первичного автокредитования. Их стали выдавливать, поэтому они активно
начали развивать вторичный рынок, работать с автосалонами в режиме
Тrade-in — здесь кэптивные банки не эффективны. Впрочем, кредитование на
вторичном рынке — достаточно специфический продукт, на котором
банковский бизнес не сделаешь. Проще выдавать нетипичные потребительские
кредиты, — говорит Иванов.
В "Автостате" прогнозируют дальнейший рост вторичного рынка.
—
Как первичный, так и вторичный рынки будут зависеть от экономической
ситуации, — говорят там. — Единственная разница в том, что первичный
рынок может упасть существенно, а вторичный не так сильно — он менее
зависим от кризисных явлений.