Кредиты на иномарки помогли увеличить продажи «АвтоВАЗа»

В январе–августе 2012 года в России продано 3,7 млн подержанных автомобилей — на 23% больше, чем за восемь месяцев прошлого года. Такие данные приводит  аналитическое агентство "Автостат" со ссылкой на статистику ГИБДД. Одна из причин роста вторичного рынка, по мнению аналитиков, — появление новых программ кредитования покупки подержанных авто. Производители иномарок работают на российском рынке с аффилированными (кэптивными) банками, предоставляя клиентам льготные условия кредитования. Многие банки, традиционно занимавшиеся автокредитованием, но не выдержавшие конкуренции, были вынуждены переориентироваться на вторичный рынок. Об этом пишут "Известия".

В августе текущего года (последнем месяце до введения утилизационного сбора) было продано 504,8 тыс. подержанных машин, тогда как за тот же период прошлого года — 407,8 тыс. Лидером по продажам в очередной раз стали модели Lada, на них пришлось порядка 35%. Прирост продаж Lada Priora в августе составил 65% к августу прошлого года — с 3,4 тыс. до 5,6 тыс. Лидером по объему продаж стала вазовская "семерка" — на конец августа перепродажи этой модели составили 21,5 тыс. машин, что на 21,3% больше чем в прошлом году. Среди иностранных моделей в лидерах Toyota Corolla, продажи которой в августе выросли на 40% к августу прошлого года.

Аналитик ИК "Финам" Алексей Захаров объясняет увеличение продаж вторичным эффектом государственной программы утилизации.

— Сейчас автомобили, купленные по этой программе, исчерпывают гарантию, и часть владельцев меняет их на новые. Кроме того, сказалось прекращение выпуска вазовской классики. Дешевые автомобили всегда востребованы, а поскольку новых машин по такой цене уже нет, люди покупают автомобили с пробегом, — объясняет Захаров.

Аналитик "Атона" Михаил Пак считает, что рост продаж б/у автомобилей мог быть вызван стремлением людей приобрести машину в период между вступлением России в ВТО и введением утилизационных сборов.

— Продажи новых машин также выросли — на 15,1% к августу 2011 года. Те, кто откладывал покупку в надежде на снижение пошлин после вступления в ВТО, могли пересмотреть свои ожидания из-за высоких утилизационных сборов, — сказал Пак.

В самом "Автостате" рост продаж подержанных автомобилей объясняют активным переходом банков на вторичное автокредитование.

— Многие банки, начиная с 2011 года, стали наращивать присутствие в нише вторичного кредитования. Например, переквалифицировался на вторичный рынок банк "Восточный экспресс", который еще в 2010 году не занимался подержанными автомобилями, а в 2011–1012 годах их доля в его автокредитах составила почти 100%. Растет доля выданных кредитов на подержанные автомобили у Ханты-Мансийского банка, Алтайэнергобанка, Юниаструм-банка. Активнее стал работать в этом направлении ВТБ-24. Доля кредитов на подержанные автомобили в общей массе автокредитов у него хоть и невысока (11%), но количество выданных кредитов на б/у авто в 2011 превысило 100 тыс., — рассказывает начальник отдела аналитики АА "Автостат" Андрей Топтун.

По его словам, сейчас создается большое количество специальных кредитных продуктов для вторичного рынка. Кроме того, улучшаются условия по процентной ставке и первоначальному взносу.

Вице-президент центра развития банковской системы Ассоциации региональных банков России Олег Иванов объясняет развитие вторичного рынка агрессивной политикой, которую проводят банки, аффилированные с автопроизводителями.

— Кэптивные банки ориентированы на повышение объема продаж своей собственной торговой марки. В связи с этим универсальным банкам стало сложно работать в нише первичного автокредитования. Их стали выдавливать, поэтому они активно начали развивать вторичный рынок, работать с автосалонами в режиме Тrade-in — здесь кэптивные банки не эффективны. Впрочем, кредитование на вторичном рынке — достаточно специфический продукт, на котором банковский бизнес не сделаешь. Проще выдавать нетипичные потребительские кредиты, — говорит Иванов.

В "Автостате" прогнозируют дальнейший рост вторичного рынка.

— Как первичный, так и вторичный рынки будут зависеть от экономической ситуации, — говорят там. — Единственная разница в том, что первичный рынок может упасть существенно, а вторичный не так сильно — он менее зависим от кризисных явлений.


Читайте полную версию на сайте