Правительство поддержало идею статьи в УК за фальшивые кредитки

Изготовление фальшивых банковских карт нужно наказывать лишением свободы на срок от двух до шести лет со штрафом 100–300 тыс. рублей, а "карточные" группировки — еще суровее. По информации "Известий", такие поправки в Уголовный кодекс депутат Госдумы Анатолий Аксаков внес в правительство. Законопроект поддержали в аппарате правительства, но инициатива встретила критику со стороны Верховного суда, который счел ее излишней.

Не только за сбыт

Законопроект, направленный Аксаковым в правительство (есть в распоряжении "Известий"), вносит изменения в статью 187 Уголовного кодекса ("Изготовление или сбыт поддельных платежных документов").

— По сути, это единственная статья в УК, которая защищает оборот "пластика" в России. Однако само создание поддельных расчетных или кредитных карт с целью их дальнейшего мошеннического использования не влечет уголовной ответственности, — сетует депутат. — Ответственность по ней наступает только в случае изготовления фальшивого "пластика" в целях сбыта. Нужно вводить уголовную ответственность именно за изготовление двух и более поддельных карт. Это позволит пресечь деятельность так называемых фабрик по созданию фальшивого "пластика".

Аксаков предлагает наказывать за изготовление фальшивого "пластика" и введение его в оборот лишением свободы на срок от двух до шести лет со штрафом от 100 до 300 тыс. рублей (или зарплаты за 1–2 года). Группу мошенников за те же нарушения могут посадить на срок от трех до семи лет со штрафом до 600 тыс. рублей (или в размере зарплаты или иного дохода осужденного за период до трех лет). Если же организованная группа занималась изготовлением фальшивого "пластика" в особо крупных размерах, мошенников могут посадить на срок от четырех до восьми лет со штрафом до 1 млн рублей (или зарплаты за период до пяти лет).

По последним официальным данным МВД, в 2010 году из-за поддельных банковских карт банки потеряли 9 млн рублей. За девять месяцев 2011 года МВД возбудило 1031 дело по поводу мошенничества с банковскими картами, а ежегодный рост незаконного оборота "пластика" достигает 35%. При этом уровень латентности преступлений (по которым не заводятся дела) в этой сфере очень высок. Ведь банки имеют серьезные мотивы скрывать случаи мошенничества с картами, которые они эмитировали, и часто возвращают деньги клиенту, не дожидаясь огласки. Центробанк только сейчас начал собирать с банков статистику по таким инцидентам.

Правительство — за, судейские — против

Правовое управление аппарата правительства поддержало законопроект Аксакова. При этом документ встретил критику Верховного суда (отзывы есть в распоряжении "Известий").

Суд счел, что поправки являются излишними: привлекать к ответственности граждан, занимающихся изготовлением поддельного "пластика" можно по ст. 159 УК РФ ("Мошенничество"). В суде отметили, что этой статьи "достаточно для квалификации преступления, связанного с изготовлением поддельных пластиковых карт". Сейчас мошенничество во всех сферах, указанных в ст. 159 УК, в особо крупных размерах наказывается лишением свободы на срок до 10 лет со штрафом до 1 млн рублей (или в размере заработной платы осужденного / дохода за период до трех лет). Минимальное наказание — штраф 120 тыс. рублей и лишение свободы до двух лет.

Верховный суд предлагает развить линию мошенничества

Эксперты, опрошенные "Известиями", неоднозначно восприняли законопроект Аксакова.

— С приближением 1 января 2013 года (когда вступает в силу закон о национальной платежной системе) волна обращений с претензиями клиентов к банкам будет усиливаться, а в следующем году — может достигнуть катастрофических масштабов, — отмечает директор департамента банковских карт банка "Стройкредит" Владимир Тарико. — Поэтому принятие статьи УК, карающей мошенников за изготовление фальшивых карт, было бы совсем не лишним и вполне могло бы стать хотя бы каким-то "стоп-фактором" для преступников. Безусловно, первичным является изготовление поддельных карт, а затем уже их использование с целью кражи средств.

Директор департамента платежных систем СМП Банка Елена Биндусова согласна, что формулировки действующего закона нередко позволяют уйти от
 ответственности мошенникам, выпускающим фальшивый "пластик", поскольку необходимо доказать, что карты изготовлялись именно с целью сбыта.

— Поэтому уголовная ответственность за изготовление подделок необходима, — добавляет эксперт. — Но мне сложно оценить справедливость предлагаемых депутатом сроков наказания.

Замначальника управления предотвращения мошенничества и претензионной работы Абсолют-банка Константин Матвеев возразил, что статьи УК о мошенничестве вполне достаточно: "Нет таких "фабрик", которые изготавливают карты для целей, отличных от сбыта или мошеннического использования. Весь поддельный "пластик" идет в оборот, и для его пресечения действующей статьи вполне достаточно".

В свою очередь, управляющий партнер группы юридических и аудиторских компаний "Содействие бизнес-проектам" Кира Гин-Барисявичене считает главным недостатком новеллы то, что депутат приравнял изготовление фальшивого "пластика" к введению его в оборот, тогда как общественная опасность последнего гораздо выше.

Юридическая новация Аксакова будет скорее всего экономически невыгодной, так как эффект от ужесточения наказания может оказаться меньше издержек законотворческой деятельности, полагает начальник аналитического управления Банка БКФ Максим Осадчий. Кроме того, перспектива прохождения законопроекта от системно-оппозиционной "Справедливой России" представляется сомнительной, говорит эксперт. 

У Верховного суда, который подверг критике законопроект Аксакова, есть альтернативные предложения. ВС предлагает внести поправки в ст. 159 УК, дополнив ее пунктами о мошенничестве при получении выплат и при осуществлении инвестиционной деятельности, мошенничестве в сферах страхования, кредитования и компьютерной информации, а также мошенничестве с использованием поддельных банковских карт.


Читайте полную версию на сайте