"Против травли нет приема?": что делать, если ребенка не принимают в школе
А что же делать? Корреспондент "КП" разбирается с детским психологом Евгенией Куриловой.
Шаг первый
Рикошет для задиры
Прежде всего объясните ребенку, почему его травят. Ведь не потому, что он носит очки, его одежда недостаточно модная или телефон не так крут. Нет, таким образом неформальный лидер класса/школы показывает, кто в "доме хозяин". (И речь идет не только о мальчиках. Борьба за власть разворачивается и среди девчонок.) С этой целью новеньких изо всех сил пытаются запугать и принизить, чтобы распространить на них собственную власть.
Отсюда первая и главная рекомендация: ни при каких обстоятельствах не поддаваться на провокацию! Вспомните фильм "Чучело" Ролана Быкова, где героиня Кристины Орбакайте говорит: "Если тебя гонят, все равно ни за что нельзя бежать". Это очень верно.
Как ни сложно подростку, на обзывательства, злые шутки или агрессию со стороны одноклассников нужно отвечать спокойно и достойно! А чтобы он это спокойствие мог сохранить, отрепетируйте с ним дома, как отвечать на насмешки. Разберем типичные ситуации.
1 "Это ты, Петрова, сдала нас завучу, когда мы решили прогулять физкультуру!" - новенькую беспочвенно обвиняют в каком-то "преступлении".
Что делать? Твердо отрицать и заниматься своими делами дальше, не давая вовлечь себя в спор. Фраза-рикошет, о которую будут разбиваться такие обвинения: "Это не я. И я не отвечаю за то, что не делала".
2 "Марья Петровна, это новенький предложил прогулять урок и спрятал журнал!" - новичка выставляют виноватым перед учителем. Педагог, скорее всего, попадется на провокацию и начнет несправедливо обвинять нового ученика в том, что он не делал.
Что делать? Попытки объясниться - "Это не я, это Жеребкин предложил" - приведут к обострению конфликта. Лучше просто промолчать и дождаться, пока ситуация не разрешится сама собой.
3 "Эй, ты, очкарик! Ты всегда так тупишь?" - ребенка обзывают, разговаривают с ним грубо.
Что делать? Как и в первом случае, ответить фразой-рикошетом (ни в коем случае не уподобляясь обижающему) и продолжить заниматься своими делами. Фразы-рикошеты: "А я с вами разговариваю вежливо", "А я тебя буду называть по имени, хотя у тебя тоже есть прозвище". Задира не ожидает такой реакции и не сможет ничего противопоставить с ходу. Он возьмет тайм-аут для обдумывания нового шага. И в конце концов может его просто не совершить - ведь обижать интересно только того, кто обижается.Шаг второй
Ученик в авторитете
Чтобы не стать изгоем в классе, новичку нужно завоевать авторитет. И идти на поводу у лидеров-задир бессмысленно. В лучшем случае займешь в школьной иерархии ступень подпевал.
Как быть? Как ни скучно это звучит, учиться, учиться и еще раз учиться. Одноклассники не смогут проигнорировать отличника - рано или поздно к нему обратятся за помощью: подсказать правильное решение или попросят "вызваться" к доске и спасти класс от опроса.
Только предупредите подростка: помогать стоит только взамен на хорошее обращение! То есть "Эй ты, чудила, дай списать" обращением за помощью не считается.
Кстати, помимо хороших оценок, авторитет можно заработать и другими достижениями: в спорте, творчестве и т. п. Занимаясь в кружке или секции, ваш ребенок найдет себе там приятелей и друзей. Это поддержит его в понимании, что не так уж он плох, как пытаются представить школьные забияки.
Шаг третий
Поиск соратников
Поговорите с ребенком о положении его одноклассников в школьной иерархии. Там, помимо неформального лидера, который и устраивает травлю, и его подпевал, непременно будут мальчики и девочки, соблюдающие нейтралитет. Даже если они не приняли вашего ребенка с распростертыми объятиями, в бойкотах и пр. кампаниях "нейтральные" ученики участия не принимают. И нужно попытаться "задружиться" с ними или хотя бы просто начать общаться. Это, кстати, поможет новичку ненавязчиво распространить информацию о своих достоинствах. Стоит наладить отношения с одним из одноклассников, и бойкот можно считать провалившимся: дальше новенький начнет обрастать новыми связями.
Очень важно
Когда тревогу нужно бить немедленно
Не стоит рассчитывать на то, что ребенок сам разберется в своих проблемах, и пускать все на самотек в следующих случаях:
- у него то и дело появляются синяки и ссадины: "случайно зацепился", "поскользнулся и упал" и т.п.;
- начали пропадать вещи: "потерял" телефон, "случайно разбил" очки, "забыл в трамвае" сумку со сменкой, "уронил в грязь" спортивную форму;
- всегда прилежный ученик стал вдруг прогуливать школу.
Если такое происходит все чаще, возможно, подросток скрывает от вас, что над ним издеваются в школе (или по пути в нее).
Что делать? Вызовите сына/дочь на доверительный разговор либо попытайтесь аккуратно навести справки через учительницу, друзей ребенка по прошлой школе. В конце концов, чтобы понять, что с ним происходит, не оставляя следов, побывайте на страничке ребенка в социальных сетях. Только не давайте понять чаду, что читали его переписку! Если проблемы так глубоки, решить их без помощи специалиста непросто. Обратитесь к психологу (лучше - не к школьному). Наведайтесь к классному руководителю, завучу школы. Если предложенные ими меры не помогут, ради здоровья
ребенка, может, имеет смысл сменить учебное заведение...