Автолюбителями заткнут дыру в бюджете

сезон закончится - бензин подорожает
Приближающиеся холода вновь подняли вопрос о справедливой стоимости энергоносителей. На прошлой неделе россиян напугало сделанное без внешнего повода заявление главного борца с высокими ценами на бензин, руководителя антимонопольного ведомства Игоря Артемьева. Он, в частности, сообщил, что в нынешних условиях автомобильное топливо марки Аи-92 не может стоить дороже 30 рублей за литр – при том, что сегодня даже в Москве средняя цена не превышает 27,5 руб/л. Высокопоставленный чиновник отметил, что не видит криминала в достижении новой ценовой планки. Таким образом, власти словно уведомили о грядущем значительном росте цен. Об этом пишет "СП".

Получается, что ценники на бензин будут расти, несмотря на идущее постепенное подорожание сырой нефти. Причина этого кроется в сильной монополизации отрасли. Отсутствие конкуренции и выливается в высокие цены.

Так, в среду на конференции "Нефть и газ Сахалина" директор департамента государственной политики и регулирования в области геологии и недропользования Минприроды Алексей Орел фактически обвинил в монополизме в добыче "Газпром" и "Роснефть". По его словам, объемы геологоразведочных работ на российском шельфе, планируемые этими компаниями, недостаточны для столь обширных участков и нацелены лишь на "снятие сливок". Лицензию на разработку российского континентального шельфа сегодня имеют только компании с долей государственного участия более 50% и с опытом работы на шельфе не менее пяти лет. Этим критериям в стране соответствуют только две госкомпании - "Газпром" и "Роснефть".

По словам Алексея Орла, многие участки, указанные в заявках этих корпораций, превышают по площади 50 тысяч квадратных километров, что беспрецедентно в мировой практике: "Предлагаемые объемы работ нацелены на то, чтобы на огромных территориях выхватить наиболее крупные структуры. Фактически намечается стратегия "снятия сливок".

Между тем, государство считает, что не добирает в доходах бюджета из-за того, что компании вынуждены оставлять в кладовых природы слишком много трудноизвлекаемой нефти. Во вторник Минэнерго с Минфином и Роснедрами даже предоставили правительству новую модель стимулирования разработки месторождений трудноизвлекаемой нефти с помощью дифференцированной ставки НДПИ. По мнению авторов проекта, к 2032 году эта мера позволит дополнительно получить в госбюджет более 62 млрд долларов.

Впрочем, так долго ждать дополнительных денег на покрытие бюджетных дыр правительство не хочет. Тем более, что и предвыборные обещания Путина надо хоть как-то выполнять. Так, вице-премьер Аркадий Дворкович в среду сообщил журналистам, что правительство ведет консультации с администрацией президента о том, чтобы забрать в госбюджет уже в этом году все накопленные "Роснефтегазом" (владеет 75,16% "Роснефти") дивиденды в размере 130 миллиардов рублей. С учетом планов госкомпании заплатить дополнительные дивиденды за 2011 год, сумма может превысить 160 миллиардов рублей.

Понятно, что после этого изъятия доходов компания должна будет оперативно обеспечить приток дополнительных денежных средств. Как думаете, откуда? Разумеется, с конечного потребителя своей продукции - автомобильного топлива. Поскольку "Роснефть" обладает самой большей долей на отечественном рынке бензина и солярки, понятно, что ее маневры будут отражаться на рынке в целом. Отсюда, вероятно, и заявление главы ФАС Артемьева о грядущем подорожании топлива.

Получается, что за весь тот неподъемный для госбюджета груз предвыборных обещаний нынешнего президента и за разрабатываемые по его указанию масштабные программы развития экономики , которые пока не имеют источников финансирования, в конечном итоге должен заплатить автолюбитель?

Генеральный директор Института национальной энергетики Сергей Правосудов отвечает на этот вопрос утвердительно: "Да, безусловно. В предвыборное время цены длительное время держали без индексации, и теперь нефтяники, конечно, хотят заложить в них и инфляцию, и повышение государственных акцизов на топливо".

"СП": - Но для россиян бензин и без того довольно дорог...

- Сегодня по стоимости бензина Россия занимает в мировом рейтинге третье место. Дешевле автомобильное топливо только в Кувейте и Белоруссии. А вот самый дорогой бензин в мире – в Норвегии, которая тоже производит и экспортирует довольно крупные объемы топлива. Конечно, нет в Норвегии никакого дефицита или безумного спроса – просто там заложены в стоимость бензина многие основные налоги, потому что так их проще и эффективнее собрать. Но нас, конечно, с ними сравнивать не надо – слишком разные модели общественного устройства, да и разработанные под них налоговые системы.

"СП": - При этом компании говорят о том, что уровень налогового обложения отрасли запредельный, и у них остается мало средств на разработку и освоение новых месторождений.

- Да, это знакомая песня. Но эта ситуация, когда разведанные запасы все время снижались, в геологоразведку не вкладывались, а только качали-качали - осталась в 1990-х годах. В последние годы разведанные запасы нефти на территории России растут более высокими темпами, нежели ее добыча. И основной вклад в рост разведанных запасов сегодня делают частные компании, а не государственные институты. Так что на эти задачи нефтяникам реально хватает финансовых ресурсов. Да и прибыль все они имеют стабильно хорошую.

"СП": - Возможно, поэтому сегодня государство считает возможным еще усилить налоговый пресс?

- Правительство довольно жестко крутится, особенно после недавней критики со стороны президента Владимира Путина проекта бюджета на будущий год. Дополнительное изъятие денег у добывающих компаний в этой ситуации напрашивается. Но отдавать прибыль государству подчистую, фактически отработав "в ноль", той же "Роснефти" не очень интересно. Так что в обмен на то, что закрома компании будут вычищены, была получена индульгенция на повышение цен. Такой маленький торг, дело нормальное и в политике, и в бизнесе.

"СП": - Таким образом, все недостачи в федеральном бюджете по финансированию предвыборных обещаний по социалке, в военной сфере, развитию экономических программ – все это дополнительное бремя просто по цепочке автоматически передается на плечи автолюбителей?

- Получается так.
Читайте полную версию на сайте