"Общественный родительский комитет": органы опеки и попечительства получат право отобрать ребенка в любой момент
Сегодня, 27 сентября, АКОО "Общественный родительский комитет" выступил с обращением к родителям в связи с тем, что 25 сентября Госдумой РФ принят в первом чтении внесенный Правительством законопроект № 42197-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам осуществления социального патроната и деятельности органов опеки и попечительства".
Голосование по вопросу выглядело следующим образом: ЕР - "за" - 236, "против" - 0, "возд." - 1, "не голосовал" - 1; КПРФ – "за" - 0, "против" - 88, "возд." - 0, "не голосовал" - 4; ЛДПР – "за" - 6, "против" - 0, "возд." - 0, "не голосовал" - 50; СР – "за" - 61, "против" - 0, "возд." - 0, "не голосовал" - 2.
С принятием этого законопроекта, говоря словами руководителя движения "Семья, любовь, Отчество" Людмилы Рябиченко и члена Центрального совета Ассоциации родительских комитетов и сообществ России Ольги Летковой, формируется принципиально иная политика в отношении семьи.
Законопроект предусматривает легитимизацию вторжения государства с профилактическим обследованием в любую семью, установление на основе субъективных критериев некоего статуса семьи (социально опасное положение, трудная жизненная ситуация), предполагающего её неспособность самостоятельно справляться с обстоятельствами жизни, установление со стороны социальных служб внешнего контроля над семьёй, подписание с семьёй договора о социальном патронате.
Социальный патронат - это не что иное, как способ контроля государства над семьей. В соответствии с концепцией данного законопроекта, органы опеки и попечительства могут по любому сигналу проверить семью - как она живет, содержит и воспитывает своих детей - и признать ее находящейся в социально опасном положении. Причем никаких критериев, какой семья должна быть, и признаков, по которым семья может быть отнесена к категории социально неблагополучных, не имеется. Не имеется этого и в действующем семейном законодательстве.
По определению данного законопроекта, в социально опасном положении находится семья, которая недостаточно правильно воспитывает и содержит своих детей. Что будет правильным и неправильным, решать станут органы опеки и попечительства. Они будут иметь право приходить в дома - вопреки конституционной норме неприкосновенности жилища, частной собственности и частной жизни. По законопроекту, эти органы получают право: входить в жилые помещения, составлять акты и по результатам таких проверок признавать семью находящейся в социально опасном положении и назначать некий план исправления семьи.
В законопроекте такой план исправления называется "помощью", однако при этом раскрывается, что помощь будет исключительно педагогическая и методическая, то есть это будут некие предписания по воспитанию и содержанию детей, которые обязаны будут исполнять родители (что они должны купить, как себя вести и т.д.).
В законопроекте сказано, что социальный патронаж осуществляется исключительно на добровольной основе, только по заявлению самих родителей. Но при этом есть положение, в котором говорится, что если родители отказываются от предлагаемого плана исправления семьи, то социальные работники подают заявление в суд о лишении матери и отца родительских прав. В результате суд может либо ограничить родителей в правах на ребенка, либо лишить родительских прав. Если суд не найдет причин для лишения или ограничения родительских прав, то социальный патронат назначается принудительно. Таким образом, если родители отказываются от социального патроната, то он все равно либо будет назначен принудительно, либо по суду из семьи заберут ребенка и родителей лишат родительских прав.
Ключевым здесь становится именно создание схемы понуждения родителей к собственноручному подписанию согласия на отобрание собственного ребёнка (при условии невыполнения оговорённых опекой условий) – как ложно воспринимаемой ими отсрочке приговора опеки. Согласно отечественным нормам права, договорные отношения регулируются только двумя субъектами договора, и государство затем в них не вмешивается. Поэтому, как только родители подписали "согласие на изъятие у них ребёнка в случае, если…", то понятием, определяющим дальнейшую логику событий, становится именно "согласие на изъятие ребёнка", а "если…" становится лишь частностью подписываемого соглашения, и оспорить такой "добровольный договор" затем невозможно.
Согласно данному законопроекту, не только суд может лишить родителей родительских прав. В законопроекте сказано, что и органы опеки и попечительства имеют право проводить социальный патронат как внутри семьи, так и с помещением ребенка в приют, то есть имеют право отобрать ребенка в любой момент.
Если сейчас органы попечительства заявление об изъятии ребенка из семьи обязаны подавать в высшие органы власти, то в новом законопроекте изменяется их статус - они сами становятся органами власти и сами принимают решение о том, чтобы забрать ребенка из семьи или лишить родителей родительских прав. Соответственно возникает очень мощная ювенальная система западного типа, при которой социальные службы собирают досье на родителей и в любой момент могут вынести свое решение относительно любой семьи.
Международная практика дает огромное число примеров того, как в случае, если социальный патронат семьи по каким-то причинам не принес результатов, органы опеки подавали иск в суд о лишении родителей родительских прав. Это называется "профилактикой социального сиротства" и якобы направлено на сохранение семьи. Один из последних примеров: в Швейцарии из семьи забрали двух мальчиков-близнецов в связи с тем, что у них был избыточный вес. Социальные органы предписали родителям снизить вес детей - посадить их на диету. Семья полгода жила под прицелом видеокамер, родители точно выполняли все предписания. Дети не похудели - и в итоге их забрали в приют. Ответ на вопрос, помогают ли такие меры сохранению семьи, однозначен: мнение юристов, общественности, экспертов, специалистов сводится к одному: нет, не помогают.
В международной практике можно найти немало примеров, когда органы опеки предписывали в течение буквально нескольких дней провести ремонт в квартире, обеспечить ребенка кроваткой, детским местом и т. п. и только после этого обещали вернуть ребенка в семью либо поставить вопрос о лишении родительских прав.
Такая практика сейчас уже имеется и у нас, несмотря на то, что, согласно Конституции Российской Федерации, у нас невозможна дискриминация по социальному признаку. Однако здесь налицо как раз дискриминация по социальному признаку, потому что если у родителей нет денег и они не могут выполнить данные им предписания, то их лишают детей. Представители общественности часто вынуждены помогать семьям, которые попадают под прицел органов опеки, получая такие "планы исправления".
Согласно законопроекту, социальный патронат будет осуществляться не только по заявлению родителей, соседей, сигналов из школ, садов и т.п. Он может быть назначен по заявлению самого ребенка по достижении им 10-летнего возраста. По мнению законодателей, 10 лет - достаточный для ребенка возраст, чтобы понять, нарушают ли родители его права, и заявить об этом в соответствующие органы, после чего будет установлен контроль за семьей. Несложно представить, как это будет выглядеть: если родитель что-то запретил ребенку, чего-то не дал, куда-то не пустил, то тут же появятся социальные органы. Понятно, что в такой ситуации авторитет родителей, нормальные отношения в семье и сам процесс воспитания ставятся под большой вопрос.
По законопроекту, государство выделяет органам опеки 870 млн. рублей. Причем в пояснительной записке по финансово-экономическому обоснованию этого законопроекта сказано, что эти деньги пойдут на выплаты специалистам, которые будут проводить патронирование семей. На поддержку семей, на решение их проблем - для создания достаточных условий для воспитания и содержания детей - средств не выделено. Причем система финансирования органов опеки сдельная: чем больше семей берется в патронирование, тем большее финансирование эти органы получают. Просматривается прямая заинтересованность органов опеки и попечительства признавать социально опасными как можно больше семей.
С 20 сентября в Москве продолжаются бессрочные пикеты Госдумы из серии родительской самообороны. 22 сентября более трех тысяч человек приняли участие в московских шествии и митинге против принятия этого и других антисемейных законопроектов, внесенных этой осенью на рассмотрение Госдумы. За три летних месяца участники протеста собрали 140 тысяч подписей россиян против принятия данных законопроектов. Подписи доставлены в Приемную Президента России, для их обработки в здании Приемной пришлось отвести отдельное помещение. Напомним, что в ходе президентской предвыборной кампании В.Путин заявлял, что мнение такого числа граждан должно учитываться в подобных случаях. Кроме того, открытое письмо власти против ювенальной юстиции недавно подписали 150 уважаемых деятелей науки и культуры. В регионах страны также прошли многочисленные митинги, конференции и прочие акции. В частности, в Барнауле состоялось несколько пикетов (последний 22 сентября), а также круглый стол "Угрозы семье, детям, обществу и государству", в работе которого участвовали РО Всероссийского женского союза "Надежда России", РО МОО "Межрегиональное родительское собрание", АКОО "Общественный родительский комитет", АКОД "Много деток - это хорошо", АКОО Комитет по правам ребенка "Фиалка", ОД "Гражданская инициатива за бесплатное среднее образование" и др.
Подробный анализ бесчеловечных по своей сути законов опубликован на многочисленных сайтах родительских и просемейных организаций. Даже в заключениях Правового управления аппарата Госдумы, Комитета ГД по вопросам семьи, женщин и детей, Общественной палаты РФ содержатся обоснованные опасения возможности произвольного применения нового закона, ибо четко не сформулированы основания, при наличии которых может быть осуществлено вмешательство в семью, в том числе проведено обследование условий жизни. Позиция гражданского общества заключается в том, что государство должно надежно и эффективно гарантировать защиту, законную неприкосновенность и автономность семей, защитить преимущественные права родителей на воспитание своих детей, независимо от мировоззрения, имущественного и социального положения, решения вопросов, относящихся к обучению, развитию, охране здоровья детей и т.д. Защита детей должна осуществляться традиционными для России методами, позволяющими устранить причины, а не следствия социального неблагополучия. Эксперты родительских комитетов и сообществ разработали соответствующую общественную концепцию и свои законопроекты на ее основе.
Движение "Семья, любовь, Отчество" так отвечает на вопрос, что можно сделать:
Тем, кто живёт в городах – выходить на пикеты, в том числе на одиночные, возле местных органов законодательной власти, иначе регионы бездумно одобрят смертельную инициативу.
Политическим и общественным деятелям и руководителям партий – включить в приоритетные направления своей деятельности защиту родительства в России от уничтожения.
Представителям СМИ, каждый из которых – настоящий или потенциальный родитель, проводить опосредованную политику изменения векторов информационного поля в сфере проблемы уничтожения родительства страны, всеми имеющимися средствами создавать правдивую картину нашей жизни.
Общественным организациям – проводить публичные мероприятия для создания максимального общественного резонанса.
Всем гражданам – направлять протестные телеграммы в Госдуму и Президенту.
"Общественный родительский комитет" считает необходимым добиться отмены или кардинальной переделки порочного законопроекта.