Минэкономразвития предложило отменить налог на доброту
По словам источника "Известий" в Минэкономразвития, против такого фискального послабления выступает Минфин. Тот факт, что сумма списанного долга облагается налогом на доходы физических лиц (НДФЛ), Минфин обосновал в своих письмах еще в 2009 и 2010 годах. В них департамент налоговой и таможенно-тарифной политики ведомства дал разъяснение, что по закону со всех доходов граждан должны быть уплачены налоги в бюджет. Согласно Налоговому кодексу (ст. 41) доходом признается любая экономическая выгода, которая подлежит оценке.
С момента прощения долга, говорится в письме, заемщик приобретает легальную возможность не исполнять свои обязательств по возврату средств. Следовательно, он получает возможность распоряжаться ими по своему усмотрению, что свидетельствует о возникновении экономической выгоды, указал в письме Минфин.
На бухгалтерских и налоговых форумах можно встретить массу реальных историй – неудачливые клиенты банков недоумевают, не понимая логики Минфина. Вот одно из таких резюме: "Фактически я не получал никаких денег, остался без жилья, и вот оказывается еще и должник (200 тысяч рублей)", – пишет ипотечный заемщик, который продал купленную в кредит квартиру и отдал всю вырученную сумму банку.
В другой истории заемщику, который в кризис не платил по кредиту в размере 65 тыс. рублей в течение 10 месяцев, банк начислил штраф – 185 тыс. рублей. При реструктуризации долга кредитор простил 104 тыс. рублей из них. С этой суммы заемщик должен уплатить в налоговую походный налог 13%, что составляет 13 тыс. рублей.
На банковском рынке предложение Минэкономразвития оценили позитивно. Директор департамента кредитования розничного бизнеса Абсолют-банка Елена Ковырзина указала, что в случаях, когда у заемщика сложилась очень тяжелая жизненная ситуация, банк готов рассматривать различные варианты реструктуризации долга.
Но налогообложение материальной выгоды, полученной при прощении долга, вызывает негативную реакцию у клиента. "Ведь несмотря на то, что заемщик не может погасить долг по объективным причинам, он должен еще самостоятельно уплатить начисленную сумму налога", – говорит Ковырзина.
Впрочем, банки ничего не теряют – ведь они и так уже списали долг. Очевидно, что теперь предложению ведомства Андрея Белоусова предстоит преодолеть сопротивление Минфина, который твердо придерживается заявленной позиции.