В полиции возродили офицерские собрания и рабочие тетради
Приказ "Об утверждении положения об офицерском собрании в подразделениях системы ГУ МВД России по Москве" был подписан Анатолием Якуниным еще 29 июня, после чего документ разослали в управления и отделы полицейского главка. Конечной целью документа является "укрепление служебной дисциплины и законности, воспитание высоконравственной личности сотрудника, создание благоприятного морально-психологического климата, обстановки неприятия нарушений служебной дисциплины, воздействие общественного мнения на нарушителей".
Согласно идее руководства ГУ МВД, офицерские собрания должны стать своеобразным клубом товарищей и единомышленников. Офицеры будут разбирать на этих встречах слова и поступки своих товарищей, соблюдение ими норм этики и служебных обязанностей, а также обсуждать меры, как улучшить дисциплину и атмосферу в коллективе. Участвовать в дискуссиях разрешается и людям без погон — членам семей сотрудников, уволенным со службы полицейским, чиновникам, представителям общественных организаций и просто москвичам.
Как говорится в приказе, решения собрания могут приниматься как открытым, так и тайным голосованием. Решение собрания является обязательным для всех его членов.
Согласно приказу, офицеры могут наказывать нарушителей общественным предупреждением и порицанием, а также ходатайствовать перед руководством о привлечении их к дисциплинарной ответственности.
Сами столичные полицейские отнеслись к этому приказу скептически.
— Приказ говорит, что на собраниях должны присутствовать две трети сотрудников, то есть в некоторых подразделениях будут собираться по 200–300 человек, — рассказывает "Известиям" один из сотрудников столичного ГУ по МВД. — Я не представляю, как и в какое время можно собрать одновременно такое количество людей?! Ведь каждый занят своими делами. А приказ исполнить надо.
Адвокат Евгений Черноусов, отслуживший более 25 лет в МВД СССР и России, напоминает, что офицерские собрания существовали в советское время, однако толку от них было мало.
— Это была чистая профанация. За все годы службы я лишь один раз присутствовал на таком сборище, где "судили" молодого офицера, который, будучи в нетрезвом виде, поскандалил с гражданским, — рассказал "Известиям" Черноусов. — Нам заранее раздали подготовленные протоколы, мы дружно подвергли коллегу общественному порицанию, но это никак не сказалось на его карьере — позже он дослужился до больших звезд.
Однако мнение действующих и бывших сотрудников резко отличается от тех, кому ежедневно приходится разбирать различные жизненные ситуации полицейских и их проблемы. Глава Профсоюза сотрудников МВД Москвы и Подмосковья Михаил Пашкин, например, напротив предлагает расширить полномочия таких офицерских собраний.
— На офицерских собраниях должны решаться серьезные вопросы. У сотрудников должна быть возможность поднять любые вопросы о службе, проблемах, недовольстве, отношениях с начальством, — считает Михаил Пашкин. — Начальник должен бояться, что про него скажут, что он жулик. Например, если сотрудники тайно проголосовали, что начальник не соответствует должности, тот в течение 10 дней должен уйти c должности.
Это не единственная инициатива начальника московского ГУ МВД. Согласно другому приказу Якунина — "О личном планировании работы руководителей подразделений системы ГУ МВД России по Москве", полицейским раздали рабочие тетради. Они представляют собой некие ежедневники в твердом переплете, на обложке — крупными буквами надпись "Рабочая тетрадь". Теперь полицейские обязаны планировать свою работу на ближайшие дни и месяцы. Причем планы на следующий день полицейские должны подробно расписывать по часам, а на месяц — по дням. По итогам работы должны быть сделаны отметки о выполнении поставленных задач.
Показывать кому-либо рабочие тетради или уносить их с собой запрещается — это будет расцениваться как нарушение режима секретности.
Для оценки качества работы сотрудников руководство ГУ намерено проводить проверки. Ревизоры посмотрят, как человек выполнил поставленные перед самим собой задания. Эксперты считают эту идею не лишенной здравого смысла.
— Подготовка плана на каждый день полезна для оценки загруженности сотрудников, — прокомментировал "Известиям" член правления общественной организации "Наш город" Дмитрий Жабин. — По итогам проверки можно понять, у кого из сотрудников остается свободное время, а кто слишком загружен. На основании этой информации можно проводить реструктуризацию.
— Я вижу плюсы в том, что сотрудники будут чувствовать ответственность за выполнение работы, — считает член общественного совета ГУ МВД России по ЦФО Ярослав Свинцов. — Однако сам процесс должен быть информатизирован, вестись не в бумажных рабочих тетрадях, которые нельзя унести с рабочего места, а, например, на планшетах с защищенной связью.
Несмотря на некоторое недовольство со стороны части сотрудников, многие офицеры столичного главка МВД приветствуют нововведения.
— От возрождения офицерских собраний уж точно не будет ничего вредного, — говорит руководитель пресс-службы московской полиции Андрей Галиакберов. — В то же время эти собрания — определенный сдерживающий фактор. Как офицер могу сказать: лично я бы не захотел стоять перед лицом коллег и выслушивать какие-либо справедливые замечания в свой адрес. Тем более что на этих собраниях не могут председательствовать начальники и их заместители, это прерогатива опытных заслуженных офицеров. Что же касается рабочих тетрадей, то планирование в любом случае полезно. А если у кого-то есть мнение о том, что в век технологий можно было бы пользоваться чем-то более современным, то тут скорее дело привычки. К тому же тетрадь для многих гораздо удобнее, а главное, доступнее.