Подготовлен проект "глубокого" реформирования МВД
Специалисты утверждают, что официальная реформа МВД фактически провалилась, поэтому в первую очередь предлагают воссоздать и укрепить оперативные подразделения, усилить борьбу с коррупцией, организовать штат муниципальных помощников полиции, пересмотреть систему отчетности, статистики и реагирования на обращения граждан, а для борьбы с преступностью использовать современные методики и западный опыт.
В МВД на критику о том, что реформа ведомства не достигла желаемых результатов, отреагировали старым, но действенным способом. Поскольку нарекания исходили от различных общественных деятелей, правозащитников в июле 2012 года, вскоре после назначения главой МВД Владимира Колокольцева, он распорядился создать рабочую группу по дальнейшему реформированию ведомства, в которую и пригласили всех инициаторов новых изменений.
В состав группы вошли в основном бывшие руководители МВД — опытные генералы, в свое время оставшиеся не у дел, а также адвокаты Генри Резник и Анатолий Кучерена, депутаты Госдумы Владимир Васильев и Александр Хинштейн, первый зампред комитета Совета Федерации по обороне и безопасности Александр Чекалин, доктор юридических наук, профессор, генерал-лейтенант милиции в отставке Александр Гуров. Секретарем комиссии стал отставной генерал МВД и известный российский ученый-криминолог Владимир Овчинский. Очевидно, что Колокольцев, сам прошедший все ступени иерархии МВД — от оперативника с "земли" до министра, решил сделать ставку на опытных ветеранов.
Экспертная группа подготовила и оформила свои предложения по реформе МВД в проекте "Дорожная карта". Документ из 25 страниц, по данным "Известий", уже в понедельник лег на стол членам рабочей группы и руководству МВД. Документ во многом сырой, но именно его предстоит обсудить членам расширенной рабочей группы, чтобы через месяц доработать "карту".
"Дорожная карта" начинается с небольшой преамбулы, в которой подводятся некоторые "итоги" реформы — "ни переаттестация, ни создание новой законодательной базы не привели в полной мере к результатам, ожидаемым гражданским обществом".
"Аттестация, в ходе которой было уволено весьма значительное количество сотрудников, сама по себе не могла решить задачу принципиального обновления и повышения профессионализма кадрового ядра. В основном на службу в полицию были переведены те же сотрудники милиции с их положительными и отрицательными качествами", — пишут эксперты.
Предложения по дальнейшей работе разбиты на пять разделов: "Кадровый профессионализм", "Открытость для доверия", "Оптимизация", "Доступность правоохранительной помощи" и "Адекватные ответы новым вызовам и угрозам".
В первую очередь эксперты предлагают победить коррупцию. Причем как на "бытовом" уровне — поборы на дорогах, вымогательство взяток при выдаче лицензий, так и на "системном", когда сотрудники МВД связаны с коммерсантами и чиновниками. Выявлять предателей среди полицейских предлагается в тесном межведомственном взаимодействии.
Авторы предлагают срочно создать единую информационную базу о критике, жалобах и заявлениях на полицейских. Если сообщение подтвердится, необходимо срочно на него реагировать, сообщая о принятых решениях общественности и журналистам.
Другим новшеством предлагается введение должностей "муниципальных инспекторов по охране общественного порядка" — некоего подобия бывших дружинников или "добровольных помощников МВД". Эта мера предлагается как вынужденная из-за недостатка участковых. Предполагается, что наделенные определенными правами муниципальные инспектора будут иметь статус гражданских служащих, а их финансирование ляжет на бюджеты субъектов федерации.
Отдельно говорится об укреплении ключевых служб полиции — оперативных (в первую очередь угрозыска), участковых и ППС. Создатели "карты" предлагают расширить для них штаты за счет сокращения руководящих должностей и урезания непрофильных штатов.
Оперативников также предлагают максимально освободить от бумаготворчества. Пока же составление различных рапортов, планов и отчетов занимает едва ли не половину рабочего времени сыщика угрозыска, отвлекая его от борьбы с преступностью.
Бороться с конкретными преступлениями "Дорожная карта" предлагает с использованием зарубежного опыта — при помощи создания центров по поиску пропавших детей по американскому типу, использования различных мировых методик, совместной работы СКР и ФСБ по раскрытию застарелых висяков.
Авторы "Дорожной карты" предлагают сделать максимально правдивой и прозрачной статистику преступности. "Превращение нашей уголовной статистики в статистику правды является одной из главных целей нового этапа реформирования органов внутренних дел", — говорится в документе.
Как считают создатели проекта реформирования МВД, устранить основной барьер между полицией и гражданами, которые зачастую просто не видят результатов реагирования на их обращения, должна единая государственная автоматизированная система правовой статистики, которая сейчас создается под эгидой Генпрокуратуры. Именно она может обеспечить "прозрачность и достоверность учета поступающих сведений о преступлениях".
"Дорожная карта" предлагает радикально изменить систему реагирования на обращения граждан. Например, предлагается отказаться от модели, когда полицейские начинают работать лишь после того, как будет оформлено постановление о возбуждении уголовного дела. Создатели проекта ссылаются на зарубежный опыт и призывают разработать на его основе собственную российскую новацию. Предлагается следующая схема: регистрация заявления, сбор доказательств, задержание подозреваемого на 48 часов и следствие.
Также в "Дорожной карте" ставится вопрос о воссоздании подразделений по оргпреступности. Они существовали с начала 1990-х годов вплоть до 2008-го, когда департамент по оргпреступности и терроризму был расформирован, а его функции в основном перешли к уголовному розыску. Многие эксперты до сих пор считают эту реформу ошибкой. Угрозыск по своей сути работает от преступления к человеку. В то время как легендарные РУБОПы работали именно от человека к преступлению, опираясь на обширную агентурную сеть.
Эксперты также предлагают реформировать систему ведомственной и межведомственной координации борьбы с наркопреступностью. В проекте подчеркивается, что две трети всех преступлений, связанных с наркотиками, выявляются именно МВД. В то же время с созданием ФСКН как отдельной службы в системе МВД были упразднены УБНОНы — управления по борьбе с незаконным оборотом наркотиков, которые, кстати, были весьма эффективны, несмотря на небольшую численность офицеров.
"Дорожная карта" предлагает, наконец, определиться и с судьбой главных управлений МВД в федеральных округах. Они были созданы еще в 2001 году как координирующие и контролирующие органы внутренних дел в региональных управлениях, однако теперь фактически дублируют их функции.
— Я настроен оптимистично, потому что основные тезисы этого документа взяты из жизни, — заявил "Известиям" один из соавторов "Дорожной карты", Александр Гуров. — Будет блестящий вариант, если в окончательном останутся 50–60% прозвучавших предложений.
Наиболее вероятным он считает решение вопроса об объективной статистике, создании подразделений по борьбе с оргпреступностью, заполнении штата угрозыска, участковых, ППС.
Эксперты пока осторожно комментируют проект "Дорожной карты".
— Безусловные плюсы я вижу в идеях "чистой" статистики МВД и появлении муниципальных инспекторов по охране общественного порядка, — пояснил "Известиям" глава правозащитной организации "Агора" Павел Чиков. — А вот идея начинать расследование без возбуждения уголовного дела — это палка о двух концах. В этом случае могут быть нарушения прав задержанных на защиту и прав потерпевших на участие в расследовании.
Известный адвокат Евгений Черноусов, сам в прошлом полковник МВД, не ждет особых перемен от "Дорожной карты".
— Я участвовал в разработке ряда положений закона "О полиции", но многие нормы нормальных законов просто не применяются на практике, — пояснил Черноусов.
Например, одной из основных причин полицейского произвола Черноусов называет отсутствие практики фиксирования всех действий сотрудников МВД на видео.
Бывший генпрокурор России Юрий Скуратов приветствует идею реформирования системы статистики в МВД.
— Я обращался к этой теме еще в 1998 году. Мы тогда говорили о единой госсистеме учета на базе прокуратуры. Готовился даже указ президента, но затем эту тему забыли, — заявил "Известиям" Скуратов.
По его мнению, группа экспертов должна разработать целый комплекс мер по упорядочиванию статистики, а также решить вопрос по стимулированию полицейских. В качестве примера он привел некоторые европейские страны, где уровень финансирования напрямую зависит от числа принятых и зарегистрированных правонарушений и преступлений.