Буддисты России отмечают 160-летие знаменитого ламы и 10-летие его "возвращения к людям"
"В этот день, услышав звуки ритуальных белых раковин и священные мантры, которые читают священнослужители Буддийской традиционной Сангхи России,
Будды и Бодхисаттвы прошлого, настоящего и будущего, снизойдут из своих
небесных обителей, рядом с великим Учителем соберутся все божества, все
защитники и хранители учения Будды", - пояснили ИТАР-ТАСС смысл молебна
в пресс-службе Сангхи.
Именно 10 лет назад, в сентябре 2002 года, буддисты извлекли из-под земли бумхан (кедровый саркофаг), в котором тело Хамбо-ламы Итигэлова находилось 75 лет, оставшись нетленным. "В буддизме нет случайностей, все подчинено закону Причины и Следствия. Сохранив свое тело нетленным и живым, достигнув высочайшего уровня духовных реализаций, обретя способность видеть и знать прошлое, настоящее и будущее, способность помогать всем живым существам, великий бурятский лама доказал, что материя не может управлять духом, что она не подвластна ему, потому что дух сильнее материи", - подчеркивается в обращении Буддийской традиционной Сангхи к верующим.
После торжественного молебна и ритуала подношения мандалы Учителю на стадионе Иволгинского дацана, вмещающем более 5 тыс. зрителей, стартуют "Этигэловские игры" - спортивный праздник по программе "Эрын Гурбан Наадан" ("Три игры мужей"), включающие состязания по трем бурятским национальным видам спорта: стрельбе из лука, конным скачкам и национальной борьбе. Их победителей ждут своеобразные награды. Это - отары овец.
Буддийская традиционная Сангха России в миру активно занимается
поддержкой здорового образа жизни и поддержкой традиционного для бурят
номадного (пастбищного) животноводства.
Даши Доржо Итигэлов родился в 1852 году в Бурятии. Рано лишившись родителей, он пять лет пас овец, мечтая поехать учиться в Тибет. В 15 лет будущий лама добрался до Анинского дацана, известного сильной философской школой, и 20 лет постигал в нем учение Будды. Став ламой, а затем и настоятелем Янгажинского дацана, он прославился как основатель многих буддийских храмов, выдающийся просветитель и лекарь.
В 1911 году Итигэлов был избран из 11 претендентов XII Хамбо-ламой. Во время Первой мировой войны Итигэлов организовал сбор средств, одежды, продуктов и медикаментов для фронта, собирал фронтовикам подарки к Пасхе, оборудовал прифронтовые лазареты и вместе с другими ламами-медиками лечил раненых.
В 1917 году Итигэлов сложил с себя полномочия Хамбо-ламы и последние десять лет жизни провел в Янгажинском дацане. В 1927 году он при учениках, находясь в позе лотоса, начал читать заупокойную молитву о себе. Перед смертью Итигэлов сказал ученикам, чтобы они пришли посмотреть на его тело через 30 лет, и пообещал вернуться через 75 лет. Считается, что он в состоянии медитации ушел в нирвану. Он был захоронен недалеко от столицы Бурятии Улан-Удэ.
Эксгумацию тела ламы проводили в 1955 и 1973 годах, и оба раза эксперты убеждались в его нетленности.
Последнее вскрытие саркофага, как и завещал Итигэлов, состоялось 11 сентября 2002 года. Тело находилось в земле 75 лет, однако практически не подверглось тлению. Буддисты считают, что лама достиг постижения Пустоты - Великой реальности всех явлений.
Нетленное тело Хамбо-ламы Даши Доржо Итигэлова стало одной из святынь буддизма. В конце 2008 года для хранения святыни в центре российского буддизма Иволгинском дацане возведен специальный дворец - Этигэл-дуган. Доступ в него верующих открывается только во время больших праздников буддизма.