Специалисты определят компетентность взрослого населения России
"Известия" обратились за комментарием к
Олегу Подольскому, руководителю проекта PIACC на территории России.
Специалист разъяснил суть проекта и самого понятия "компетентность".
—
Данная программа направлена, с одной стороны, на то, чтобы оценить,
насколько взрослое население компетентно в ключевых вопросах (общий
уровень грамотности, математические способности и навыки решения
проблемных задач и ситуаций), и с другой, чтобы посмотреть, как мы
выглядим на фоне других стран — участниц ОЭСР. Результаты исследования
станут уникальным ресурсом содействия ведомствам и органам
государственного управления, ответственным за выработку образовательной
политики и политики занятости и трудоустройства, — пояснил Подольский.
Для
реализации программы были разработаны два основных компонента: блок
тестовых заданий, а также анкета основных характеристик. Тестовый блок
направлен на определение уровня грамотности населения, математической
грамотности, а также способности к решению повседневных задач.
Анкета
основных характеристик содержит в себе такие пункты, как возможность
образования во взрослом возрасте; проблемы перехода "от учебы к работе";
особенности участия в гражданской и общественной жизни общества;
вопросы здоровья и проблемы здравоохранения; успех на рынке труда.
Одним
из участников проекта являлся Научно-технический центр "Перспектива",
который занимается социологическими и маркетинговыми исследованиями и
экономическими разработками. Руководитель центра Виктор Пить объяснил
"Известиям" какие именно работы осуществлял центр и как проходила
оценка.
— Мы осуществляем тестирование в ключевых регионах
России. Люди не просто устно и письменно отвечают на вопросы, но также
проходят тестирование на компьютерах, — рассказал он. — Тестирование
проходит в малых, средних и больших городах и поселках. Для определения
района тестирования берется город и в нескольких районах выбирается
несколько улиц, чтобы географическая соблюдалась пропорция, для
соблюдения баланса между благополучными и неблагополучными районами.
Андрей Демидов, глава профсоюза работников образования, положительно оценил данную инициативу, но уточнил, что все будет зависеть от степени вмешательства государства в такие "эксперименты" в будущем.
— С
экономической точки зрения это бессмысленно, потому что сам работодатель
будет решать, компетентен человек для работы или нет. Если посмотреть с
точки зрения общей культуры, то, я думаю, полезно себя оценить и
сравнить. Когда это добровольно, весело и полезно, то вопросов не
возникает. Правда, тут есть проблема корректности анкеты. Там могут быть
вопросы, которые можно интерпретировать как угодно. Данный вопрос уже
касается разделения границ между частным и государственным интересом, а,
как известно, они очень зыбки, — пояснил специалист.
Свою
точку зрения высказал и Константин Сонин — профессор Российской
экономической школы, член совета российской Ассоциации исследователей
экономики общественного сектора.
— У нас в стране, в том числе
на самом верху и среди руководителей вузов, существует крайне
искаженное представление об образованности нашего населения и качестве
образования. Такого рода тесты позволят впервые за много (80–100) лет
вести дискуссию об этом с какими-то данными в руках.
Как ранее
сообщал портал Marker.ru, подобного рода тестирование коснется не
только взрослого населения страны, но также школьников и студентов.
Российским
школьникам предложат тесты по изучению качества чтения и понимания
текста, математического и естественнонаучного образования, компьютерной и
информационной грамотности.
Студентов и выпускников вузов, в
свою очередь, оценят на предмет "профессиональной компетентности" с
помощью тестирования по профессиональным предметам и вопросам социума.