Минобрнауки поделит российские вузы на сильные и слабые
По словам Ливанова, после проведения
проверок будет решаться судьба "неэффективно работающих высших учебных
заведений", итогом может стать как их закрытие, так и объединение с
более сильными вузами.
Данное решение связано с приказом,
данным премьер-министром Дмитрием Медведевым во время селекторного
совещания. Согласно ему, до марта 2013 года министерство должно
предоставить в правительство предложения по реорганизации вузов, не
соответствующих стандартам высшего профессионального образования.
Как
выяснили "Известия", оценка вузов была заказана Минобрнауки еще в
прошлом году. Проект называется "Разработка и апробация методологии
рейтингования образовательных учреждений профессионального образования".
Ответственным за данный проект было назначено одно из подразделений
Высшей школы экономики, Институт международных организаций и
международного сотрудничества.
"Известия" обратились за
комментарием к директору Центра международных сопоставительных
исследований на основе методологии НИУ ВШЭ Ольге Перфильевой, которая
пояснила, что сейчас закончена апробация методики оценки и результаты
будут представлены в ближайшее время.
— По составу индикаторов
часть соответствует министерским, а часть индивидуально наши.
Результаты мы представим на общественно-профессиональной конференции 21 и
24 сентября, для министерства мы также готовим презентацию, так как они
являлись заказчиком данного исследования. Мы осуществили выборку 103
университетов по всей России. Она отражает территориальное распределение
университетов и тенденции, которые сейчас есть. У нас будут
представлены все федеральные университеты, национальные
исследовательские вузы и многие другие. Сейчас мы думаем, в каком
формате лучше представить данные, — пояснила Перфильева.
По
документации модели оценки в рейтинге участвуют государственные и
негосударственные вузы, включая ведущие гуманитарные, экономические и
юридические, сельскохозяйственные, медицинские и т.д.
Оценка
вузов производилась по нескольким основным направлениям. Во-первых,
оценивалась научно-исследовательская деятельность: количество
разработок, публикаций и цитирований в различных источниках, доля
доходов от научных исследований, суммы российских исследовательских
грантов.
Далее оценивался уровень обучения и преподавания:
доля образовательных программ прошедших международную аккредитацию,
численность студентов, затраты на оборудование и инфраструктуру, средний
балл ЕГЭ и средства на подготовку студентов.
Помимо этого
специалисты уделили внимание международной деятельности учебных
заведений: их интересовала доля иностранных студентов и доходы от них,
количество аспирантов, участвующих в зарубежных стажировках, число
совместных с зарубежными партнерами программ. Учтены и данные о доходах
от внебюджетных источников или продажи объектов интеллектуальной
собственности.
В завершение было произведено исследования по
взаимодействию вузов с регионами: определены доходы вузов от
региональных источников, количество заключенных договоров и процент
выпускников, работающих в регионах.
Специалисты, опрошенные
"Известиями", не видят в данных оценочных работах радикальных минусов,
но опасаются за последствия их практической реализации.
Вице-президент
Евразийской ассоциации университетов и Ассоциации российских вузов,
ректор РУДН Владимир Филиппов пояснил, что данная оценка нужна, но
проект нужно провести "на позитиве".
— Тут Министерству
образования нужно будет создать группу для межведомственной работы, ведь
вопрос коснется не только Минобразования, но также и Минсельхоза,
Минэкономики и многих других вузов, закрепленных за ведомствами. Идея
оптимизации, к сожалению, у всех звучит так: "Мы оставим 200–300 вузов, а
остальные плохие, и мы их присоединим или закроем". Сам по себе этот
процесс будет сопровождаться негативом, — говорит Филиппов.
Ректор
РУДН отметил, что сейчас Россия в сегменте высшего образования пытается
брать пример с крупных зарубежных университетов. Чтобы добиться нужного
эффекта, Филиппов предложил объединять несколько небольших областных
вузов в "одну площадку".
— Я предложил бы государству, раз они
решили делать такой масштабный проект, создать госпрограмму решения
этой проблемы на позитиве: есть в областном центре 6–7 вузов, давайте
поставим задачу по созданию одного большого университета, построим
кампус с общежитиями и жильем для преподавателей и просто их объединим
по аналогии с американскими крупными учебными заведениями. И всё это
можно осуществить в виде инвестиционного проекта, что не станет слишком
затратным вопросом для государства, — добавил Филиппов.
Ректор
Московского технического университета связи и информатики (МТУСИ)
Сергей Аджемов поддержал Филиппова и пояснил, что поглощать и закрывать
вузы не стоит, а вот помогать надо.
— Кто из вузов работает
эффективно, сложно сказать. Тут нужно опираться на точные оценки, а не
на рассуждения. Я думаю, что часть ректоров обеспокоены тем, что
декларированная помощь "сильного" "слабому" может превратиться просто в
поглощение, — считает ректор МТУСИ.
Аджемов также высказал
мнение, что многие вузы стали "ослабленными" не по своей вине, а по
целому ряду других побочных и сторонних факторов, на которые они никак
не могли повлиять. Так, по словам Аджемова, одной из причин упадка вузов
могло стать отсутствие достаточного финансирования со стороны
государства.
Ректор Московского физико-технического института
(МФТИ) Николай Кудрявцев поддерживает своих коллег и не видит
отрицательного эффекта, если всё будет выполнено так, как предлагает
министерство.
— Сейчас идет оптимизация вузов и средних
учебных заведений, я считаю, что это делать нужно. Правда, тут есть одна
вещь: сильный вуз действительно сможет произвести существенные
изменения и слабый вуз просто поглотить. Любую правильную идею можно
перевернуть и показать ее с совершенно другой стороны. Если действия по
данном вопросу будут осуществляться механически, то это будет абсолютно
неприемлемо, — говорит Кудрявцев.
Ректор МФТИ добавил, что
примеры объединений нескольких вузов в одну сеть широко представлены на
Западе, но есть и небольшие институты, выпускающие специалистов высокого
класса. В качестве примера Кудрявцев привел Массачусетский
технологический институт (MIT), регулярно занимающий лидирующие позиции в
рейтингах технических учебных заведений.