Дмитрий Негреев о выборах в Барнаульскую гордуму: «Значение депутатов увеличилось, а вместе с этим и количество интриг»

Избирательная компания в Барнаульскую городскую Думу набирает обороты, 3 сентября заканчивается выдвижение кандидатов. Об особенностях компании "Комсомольской правде" рассказывает главный редактор проекта "ПолитСибРу" Дмитрий Негреев.

- В чем особенности этих выборов?

- Они отличаются не только тем, что регистрировать партии стало легче и соответственно их появилось много, и они могут принимать участие в каких угодно выборах. В выборах  городской Думы нового созыва есть несколько характерных моментов, о которых нужно сказать. Во-первых, увеличилось число депутатов, раньше их было 35, теперь стало 40. Во-вторых, впервые выборы пройдут по смешанной системе, раньше они проводились по одномандатным округам, теперь половина депутатов будет избираться по одномандатным округам, половина по партийным спискам.

Дальше. Когда избиралась предыдущая Дума в 2008 году, то у нее были совершенно другие полномочия. Идя на выборы, партии и отдельные кандидаты знают, что теперь у них полномочий больше. Они будут из своего состава выбирать председателя Думы, который одновременно будет являться главой города. А также утверждать сити-менеджера, то есть главу администрации. У той Думы, которая сейчас действует, эти функции появились, когда она уже работала и появились для нее неожиданно.

Соответственно сейчас значение депутатов увеличилось, что привело к увеличению количества желающих, всевозможных интриг и т.д.

Еще один интересный момент – скандал в КПРФ. Это самая старая партия, самая опытная. И никогда у нас в Алтайском крае с КПРФ не было связано никаких, по крайней мере публичных, скандалов, а тем более во время избирательного цикла. А сейчас мы увидели, как начали менять руководство горкома КПРФ, для того чтобы легче было сформировать удобный для спонсоров партии список. Потом начались обращения в центральные органы партии, и, в конце концов, Андрея Сартакова восстановили в правах секретаря горкома.

Были споры вокруг того, кто будет возглавлять избирательную кампанию: Андрей Сартаков или депутат АКЗС Александр Мастинин, который совсем недавно был членом Справедливой России,потом перешел в КПРФ. И мы прекрасно знаем, какое количество скандалов с его именем связано. И пресса, в том числе и "Комсомольская правда", об этом неоднократно  писала.

Потом началось внедрение различных спонсоров из числа предпринимателей в список КПРФ, в том числе и известной сейчас бывшей руководительницы "Изумрудной страны" Ольги Антипины, которая находится под следствием по уголовному делу краевого отделения Россельхозбанка.

Совершенно непонятна в этой ситуации роль крайкома КПРФ и его первого секретаря Михаила Заполева. Он принимал участие в заседаниях, на которых защищал Антипину. И мне совершенно непонятно почему коммунист защищает представителя класса собственников.

Поэтому скандалы в КПРФ – одна из таких ярких черт только начавшейся предвыборной компании.

- Это первые выборы после внесения изменений в закон, упрощающих регистрацию партий. Увидим ли мы разнообразие политических сил?

- Традиционно у нас в выборах в крае участвовали четыре парламентские партии: "Единая Россия", "Справедливая Россия", ЛДПР и КПРФ. Плюс три партии, которые давно зарегистрированы, но нигде не представлены: "Яблоко", "Патриоты России" и "Правое дело".

На сегодняшний день в Минюсте зарегистрированы 25 партий. Больше 10 из них уже выдвинули кандидатов. 3 сентября в 18:00 заканчивается выдвижение и уже будет понятно, кто заявился, а после третьего мы узнаем, кого зарегистрируют.

Я думаю, картинка получится достаточно интересная.

- С чем связаны проблемы КПРФ - с уходом известных в крае представителей партии к примеру, Игоря Вольфсона и Алексея Багарякова?

- Багаряков был здесь недолго, Багаряков был депутатом Госдумы. Приезжий человек. Он был спонсором, и мы знаем, что он ушел в "Единую Россию". Я думаю если в глубь смотреть, не в Багарякове дело, а в том, что партийная организация состарилась, что лидеры ее состарились, что никаких новых лидеров она из своих рядов не выдвинула. А те новые лидеры, которые появляются, нацелены на какие-то материальные вещи: должности, деньги, а вовсе не на серьезную политическую работу и на отстаивание тех идеалов, которые по идее должна отстаивать КПРФ.

Главное-то в чем? Понятно, что скандалы могут быть и конфликты могут быть, на то она и жизнь. Но видимо там все внутри уже дошло до такого уровня кипения, что они не смогли достойно выйти на выборы и не выносить сор из избы. И естественно, я думаю, по рейтингу КПРФ это ударило.

- Вновь на политическую арену возвращается РПР и возглавляющий ее Владимир Рыжков, который четырежды избирался депутатом Госдумы, последний раз в 2003 году. Какие шансы у партии сейчас?

- Что касается Республиканской партии, я бы вот какой момент хотел отметить. Партия оппозиционная. Рыжков, безусловно, находится в оппозиции к действующему режиму, к "Единой России", видимо и к местным властям, которые встроены в вертикаль власти. Но РПР и сам Рыжков всегда были системной оппозицией, они всегда играли по правилам, которые были установлены. А когда мы увидели списки кандидатов, которых они выдвинули, то открылась несколько иная картина… В этих списках вся несистемная оппозиция, которая у нас есть. Люди, которые не входили ни в какие партии, можно назвать их такими политическими неформалами.

Конечно, у любой партии есть право выдвигать кандидатов, которые не являются ее членами. Это разрешено законом, все это делают и, наверное, это правильно. Но все равно должны существовать какие-то законы жанра. Почему бы допустим этим людям не пойти на выборы как одномандатникам? А они находят для себя некую политическую крышу и на самом деле размывают тем самым имидж Республиканской партии.

В свое время, в начале 90-ых годов было такое понятие "демшиза". Были люди, активные участники всевозможных митингов, событий августа 91-ого года, а когда Советская власть рухнула и пришла новая власть, они остались за бортом и стали ругать и новую и старую власть. И новая власть, в которую попали некоторые представители демократических сил, в том числе и Рыжков, говорили о них – "демшиза". И вот сейчас подобные люди объединяются в рамках Республиканской партии, которая зарегистрирована Минюстом и является системной оппозицией. И мне кажется – это не достижение. В этом закладывается неуспех. Все-таки партия должна стараться быть солиднее.

Последний раз, когда Рыжков избирался в Госдуму  в 2003 году, это были последние выборы по смешанной системе, он избирался по одномандатному округу. Безусловно, он тогда был очень известен, популярен и с хорошим результатом, как и в 99-ом году, победил на выборах, но, к сожалению, прошло 9 лет, а 9 лет в политике – очень большой срок. И я думаю что он, безусловно, свою известность и свою популярность во многом утратил. Это вполне естественно.

В конце 90-ых годов, когда он был первым вице-спикером Госдумы, а потом руководителем фракции "Наш дом Россия" его ежедневно показывали федеральные телевизионные каналы. Это тот ресурс, который у нас в стране не заменить ни чем, а если он, будучи депутатом от Барнаула каждый месяц приезжал в город, встречался с жителями, руководством городской и краевой администрации, получал какие-то наказы от них, просьбы, выполнял эти просьбы, он выступал в СМИ, то после того как он перестал быть депутатом в 2007 году… То есть отсчет надо вести даже не с 2003 года, а с 2007 года. Эти пять лет он был в Москве и такой активности, как в те годы, у него здесь не было.

Кроме того, тогда он был депутат Государственной Думы, к нему шли люди как к депутату с предложениями, просьбами помочь, защитить. А потом он просто стал оппозиционным политиком, а оппозиционный политик никакой помощи своим вчерашним избирателям, разумеется, оказать не может. Соответственно это его большая проблема. Естественно, у него есть старый политический капитал и свой ядерный электорат, но за эти годы он ужался.

- В Алтайском крае всегда была на слуху Аграрная партия, во многом благодаря возглавляющему ее в регионе Александру Назарчуку. Что ждет ее сейчас?

- Я думаю, это уже не та Аграрная партия, которая была раньше, в которой состоял Назарчук, и которой руководил ныне покойный Лапшин. Эта партия, скорее всего, создана просто для того, чтобы занять не то что нишу, а просто название. Аграрная партия уже в 90-ые годы потеряла свой вес и утратила свою роль. Она один единственный раз победила на выборах в Госдуму. Это было в 1993 году. В следующих созывах существовали аграрные и агропромышленные объединения, в которые входили депутаты аграрники, избранные по одномандатным округам. Но для того чтобы создать парламентскую группу им не хватало количества, и депутатов делегировала КПРФ. То есть они всегда были в плотном союзе, несмотря на некие политические разногласия.

В Алтайском крае Аграрная партия входила в движение "За подлинное народовластие гражданский мир и интересы человека труда", в то время когда были разрешены межпартийные объединения, блоки. Сейчас это уже пройденный этап.

- Можно ли говорить о наличии ярких, раскрученных имен в списках партий на выборы в БГД?

- А вот, к сожалению, ни одна из партий не может этим похвастаться. Я бы не стал говорить о степени яркости, но, безусловно, очень высокий рейтинг известности у Игоря Савинцева, который первый в списке "Единой России". Определенный рейтинг известности есть у Андрея Щукина, возглавляющего список ЛДПР. Потому что он давно в партии, в политике, часто появляется в СМИ и достаточно известен. Я не думаю, что какой-то серьезный рейтинг известности есть у Андрея Сартакова, который возглавил список КПРФ. Потому что фигура он не публичная, и, скорее всего, известен лишь членам КПРФ и близким к ним людям. Рейтинг известности лидера "Справедливой России" Александра Терентьева, думаю, снизился, потому что его публичная активность снизилась после выборов в Думу в 2011 году, а все-таки прошел целый год. А в политике, мы знаем, люди достаточно быстро забываются.

Для того чтобы о тебе долго помнили нужно о себе все время напоминать, а если этого не делаешь, то нужно быть очень яркой личностью. Если ты Рузвельт, то о тебе будут помнить и после смерти, а если ты Иванов, то нужно каждый день работать над собой, работать с людьми, со СМИ, чтобы люди знали, что есть такой депутат Иванов, который что-то делает.

Конечно же, нужно назвать известным барнаульцам и Владимира Рыжкова.

- Какую стратегию можно проследить у ЛДПР, которая пока ведет себя достаточно тихо?

- ЛДПР как обычно будет вести свою компанию, критикуя действующую власть, ситуацию на местах, предлагая какие-то свои решения, часто может быть и эпатажные. Но зачастую за этим эпатажем кроются здравые и разумные вещи. Я могу сказать, что вообще у Жириновского много правильных идей, которые, может быть, за этой подачей кажутся фантастическими и нереальными, но на самом деле они глубокие и проработанные.

Так что у них будет вполне технологичная компания.

И опять же кто бы не был первый в списке, все знают, что ЛДПР – Жириновский. И, конечно же, его имя всегда плюс, потому что у него есть свой немаленький ядерный электорат, который за него всегда голосует. Да и в Алтайском крае у ЛДПР есть яркие депутаты, которым есть что сказать, и которые не боятся сказать: Клюшникова, Гальченко и ряд других. Их интеллектуальный и пиаровский потенциал ни чем не хуже чем у других партий, а может быть даже и выше.

- Насколько поможет на выборах "Единой России" кампания с проведением Народных голосований, прошедшая в Барнауле?

- Думаю, поможет, потому что здесь можно провести аналогию с Народным фронтом. Народный фронт начали раскручивать, по-моему, в начале лета прошлого года, задолго до выборов и благодаря этому партия все время генерировала всевозможные информационные поводы и была на слуху. Народное голосование, которое заменило праймериз, и участие в нем Игоря Савинцева, безусловно, создало мощный информационный поток, который в плюс. Может быть, известности партии он не добавлял, но поддерживал. Наверное, в принципе сейчас трудно на уровне одного города Барнаула провести какие-то мероприятия, чтобы известность "Единой России" выросла, потому что ее и так знают, но ее постоянно нужно поддерживать, что и делалось.

- Народное голосование дало Единой России на одномандатных округах самых известных и уважаемых представителей: директора школ, главврачи, спортсмены и т.д. Что станет очень серьезным преимуществом.

- Да, это так. С одной стороны это одна из технологий, а с другой - ресурс власти, которым она пользуется. Любая другая партия, находясь у власти, также бы этим ресурсом пользовалась. Потому что ресурс-то он один и тот же. Это то же самое как автомобиль с мигалкой. Сегодня один человек занимает определенную должность и пользуется этим автомобилем, а завтра придет другой, и будет на нем ездить. То есть это один из неотъемлемых ресурсов власти.

Вот был крайком партии, и все бегали в него решать свои проблемы. Потом его не стало, пришел губернатор-антикоммунист, и те же самые люди стали бегать к нему, решать свои проблемы. Придет другая партия, она будет вести себя точно также, суть останется той же.

Вопрос не в том, как поменять власть, а в том, как переделать страну, чтобы она не генерировала проблемы, которые повсеместно оглашаются и обсуждаются. Власть-то все равно меняется в какой-то степени. Одни люди уходят, другие приходят, а проблемы какие были, такие и остаются. Вот Черномырдин любил Людмилу Зыкину, а Медведев любит Deep Purple. Но что от этого поменялось? Сама система какой была, такой и остается, она сама себя воспроизводит и перемалывает людей. Но думаю это тема для другого, более подробного разговора…

- Правящая партия свои идеи огласила. На чем в своих программах будут акцентировать внимание оппозиционные партии?

- РПР свою программу обнародовала: снизить тарифы, повысить зарплату, построить дороги, отремонтировать дворы. Программа понятная, непонятно только за счет чего и как.

Тут стоит сказать, что муниципальный уровень очень несамостоятельный. Городской бюджет во многом зависит от краевого, а тот в свою очередь от федерального. Как и куда поступают налоги, зависит от Налогового кодекса, а он федеральный. Поэтому нужно понимать, что на муниципальном уровне можно сделать далеко не все. Зарплату учителям, допустим, в Барнауле повысить нельзя. Ее уровень устанавливается на уровне Федерации. И денег, которые можно использовать в виде доплат, как это делают в Москве, просто нет. У каждого уровня власти есть свой круг полномочий, и он такой, какой есть.

"Справедливая Россия" будет отталкиваться от книжки руководителя исполкома регионального отделения Владислава Вакаева, которую он недавно презентовал, и в которой изложена определенная стратегия развития Барнаула.

Книжка в общем интересная, но чтобы все эти предложения реализовать, нужно вообще город снести и построить новый. Потому что Барнаул такой, какой есть. Ну не можем мы расширить сегодня Ленинский проспект. Можно, конечно, уменьшить тротуары, убрать аллею, только вот зеленую зону всю уничтожим и колорит этого места. Метро мы тоже не можем построить, не только из-за грунтовых вод, а потому что ездить на нем некому будет. В общем, предложений таких много, они может и красивые, но нереальные.

По моему мнению, все это делается специально, избирательная компания короткая и если людям грамотно все это продвинуть, то они могут повестись, а разобраться не успеют. Это не совсем корректно и этично, но это другая сторона вопроса…

- Стоит ли ждать громких скандалов, чернухи в наших почтовых ящиках, на стенах домов и заборах?

- Я думаю, особых скандалов не будет. Фальшивые газеты, поливание грязью - конечно, все будет в той или иной мере, потому что ни одни выборы без этого не обходятся. Кто-то будет клеить листовки, а кто-то будет их срывать, кто-то будет класть в почтовые ящики газеты, а конкуренты будут их вытаскивать. Все эти технологии известны и, наверное, в той или иной степени они все будут использоваться. У нас 20 одномандатных округов, на каждом будет по несколько кандидатов, на каждого из которых будет работать своя команда, которая в силу своих способностей и испорченности будет применять какие-то технологии. И уже где-нибудь в середине сентября мы во всей красе это увидим.

Читайте полную версию на сайте