Владельцы Бийской табачной фабрики решили продать свое предприятие и заняться бизнесом в сфере пищевой промышленности.

По сообщению газеты "Ведомости - Западная Сибирь", акционеры объясняют причину продажи высокой конкуренцией в табачной отрасли в первую очередь со стороны транснациональных компаний. Но участники рынка и аналитики сомневаются, что предприятие может кого-то заинтересовать. Например, собственники табачной фабрики "Омская" уже несколько лет безуспешно пытаются ее продать.

ОАО "Бийская табачная фабрика" (БТФ)

производит папиросы, сигареты с фильтром и овальные. Объем производства в 2002 г. составил 3,8 млрд. шт. табачных изделий. Производственная мощность - более 7 млрд. шт. Выручка - 325,5 млн. руб. , чистая прибыль - 47,2 млн руб. Общая рентабельность производства - 31,5%. 80% акций фабрики принадлежат менеджменту, остальные распределены среди работников предприятия.

Как стало известно "Ведомостям", топ-менеджеры Бийской табачной фабрики, владеющие 80% акций предприятия, передали 51,12% акций в номинальное держание компании БКС. Как пояснил заместитель директора БТФ, член совета директоров фабрики Вячеслав Ерохин, это связано с планами акционеров продать фабрику и уйти в другой бизнес: "Мы решили сменить сферу деятельности. Сейчас рассматривается несколько пищевых предприятий в Алтайском крае. Деньги от продажи БТФ пойдут на их приобретение". По словам Ерохина, отраслевая принадлежность будущего бизнеса пока не определена: "Изучаются проекты из нескольких отраслей, в том числе мясопереработка, молочная промышленность, зернопереработка. Реализовано может быть любое".

Смену профиля бизнеса Ерохин объясняет высокой конкуренцией и большими затратами в табачной отрасли: "Чтобы оставаться конкурентоспособным, необходимо постоянно модернизировать производственные мощности. Собственных ресурсов не хватает. Продав фабрику, мы, я надеюсь, получим достаточно средств для покупки и первоначального развития нового бизнеса". По словам Ерохина, к продаже предлагается пакет не менее контрольного. Назвать сумму, которую акционеры надеются получить за фабрику, Ерохин отказался.

Вячеслав Лугинин, директор "БКС Консалтинга" (выступает финансовым консультантом БТФ) , предполагает, что справедливой будет цена от 0,8 до 1,8 размера годовой выручки. Таким образом, фабрика может стоить от 260 млн. руб. до 585 млн. руб. Заместитель директора Сибирского центра оценки Михаил Мжельский менее оптимистичен: "Учитывая необходимость перестройки производства в сторону более сложных сигарет с фильтром, что повлечет за собой затраты и наверняка за несколько первых лет не позволит увеличивать прибыль, не думаю, что она может стоить больше 100 млн. руб. ".

Источник на табачной фабрике "Омская" говорит, что попытка продать небольшое региональное предприятие абсолютно логично: "Конкурировать с гигантами отрасли практически нереально". Но и продажа - шаг сложный: "Мы уже несколько лет ищем покупателя, но сделки до сих пор нет. Фабрикам, как наша или "Бийская", нелегко привлечь инвесторов - объемы небольшие, далекое от центра России географическое положение, уступающее ведущим производителям оборудование".

Генеральный директор "Балканской звезды" (Ярославль) Владимир Галагаев сказал, что получал инвестиционное предложение о продаже БТФ. "Табачная отрасль в России переживает кризис перепроизводства, производственные мощности избыточны. Мне кажется, ни одна серьезная компания сейчас не заинтересована в приобретении производственных активов. Вполне достаточно эффективно и рационально использовать то, что уже есть", - полагает он.

Первый заместитель гендиректора компании "Нево-табак" Виталий Елфимов согласен, что перепроизводство в табачной отрасли снижает интерес к продажам производств. Поэтому, по его мнению, БТФ скорее привлечет внимание непрофильных инвесторов. В то же время Елфимов признался, что изучает предложение БТФ.

Того же мнения придерживается аналитик ассоциации "Гранд-Табак" Виктор Стефашин: "Емкость российского рынка оценивается в 300 млрд. шт. табачных изделий в год. Транснациональные компании производят уже 280 млрд. шт. Потребности в наращивании мощностей нет". По мнению Стефашина, фабрики типа "Бийской" тем не менее, могут быть весьма привлекательны для местного бизнеса: "Табачное производство имеет стабильную неплохую рентабельность".

Сергей Яшко из GfK, напротив, полагает, что региональные фабрики могут привлечь транснациональных игроков: "Табачный рынок поделен между крупнейшими игроками, и если кто-то из них заинтересован в увеличении доли, то одним из способов своего роста может счесть покупку небольших активов. У гигантов отрасли достаточно ресурсов для реализации таких инвестпроектов".

Как сообщает "ПолитСибРУ", в компании Philip Morris Izhora отказались комментировать интерес к БТФ. В "БАТ Россия" заявили, что компания не заинтересована в покупке региональной фабрики.

Читайте полную версию на сайте