Накопительную часть пенсии реформируют, но не отменят
— Проект Стратегии пенсионной реформы подготовлен и разослан в
заинтересованные ведомства, которые должны в ближайшее время написать
свои заключения, рассказали замминистра труда Андрей Пудов и
председатель правления Пенсионного фонда России (ПФР) Антон Дроздов. До
15 сентября (дата представления стратегии в правительство) должен быть
найден компромисс по всем вопросам, по которым сейчас имеются
"развилки", в том числе по накопительной части. В начале октября
стратегия должна быть представлена президенту.
Как рассказал
Андрей Пудов, главные цели стратегии — гарантирование социально
приемлемого уровня пенсионного обеспечения граждан. Основные задачи:
размер трудовой пенсии должен быть не менее 40% от зарплаты человека
(сейчас коэффициент замещения — 37%), размер пенсионных выплат — не
менее 2,5–3 прожиточных минимума пенсионера.
Страховой маневр
Разработчики
стратегии от Минтруда и ПФР подчеркнули, что отменять накопительную
часть трудовой пенсии никто никогда не собирался, напротив, необходимо
ее развивать.
Однако по тому, что именно делать с
накопительным компонентом пенсии, консенсус на сегодняшний день не
достигнут. Накопительный компонент по-прежнему рассматривается Минтруда
как основной ресурс для частичного покрытия дефицита ПФР.
Как
рассказали представители ПФР, перед ними была поставлена задача —
пенсионный возраст, как и нагрузку на бизнес, не повышать. Поэтому для
снижения собственного дефицита Пенсионный фонд вынужден "искать ресурсы
внутри системы". Вариантов руководство Минтруда и ПФР видит только два:
либо, как предлагает Минфин, снизить индексации пенсий и социальных
пособий (экономия от этого составит 0,5 трлн рублей к 2015 году), либо,
как предлагает Минтруда, провести так называемый страховой маневр.
Суть
страхового маневра, который предложен в стратегии, в том, чтобы
временно (на три года) перераспределить часть тарифа страховых взносов с
накопительной части пенсии в пользу страховой части (сейчас на
накопительную часть отчисляется 6% от фонда оплаты труда). С процентным
соотношением этого перераспределения в Минтруда пока не определились.
Предполагается, что за это время, ориентировочно к 2016 году, люди
должны будут решить, в какой системе остаться — солидарной или
накопительной (либо полностью свои 6% направить на накопительную часть,
либо оставить их в солидарной системе). Тем, кто верит в накопительную
систему, Минтруда хочет предложить еще плюс 2% от зарплаты направлять на
формирование накоплений (добровольно или обязательно это будет, пока не
решено). Как считает Антон Дроздов, по умолчанию людей надо оставить в
солидарной системе.
По словам Дроздова, основной аргумент в
пользу страхового маневра в том, что в ближайшие 20 лет основным
источником пенсионного обеспечения будет солидарная составляющая, а
накопительная начнет давать какой-то серьезный коэффициент замещения
только к 2035 году. Но с Минфином пока по этому вопросу не договорились.
Тариф для самозанятых увеличат
Среди
вопросов, по которым был достигнут консенсус в рамках рабочей группы,
Антон Дроздов назвал предложение сохранить действующие тарифы страховых
взносов (на уровне 22%), не увеличивать нагрузку на бизнес, двукратно в
2013 году увеличить тариф для самозанятого населения — по мнению ПФР,
этих людей нужно поэтапно вводить в систему на общих основаниях.
Предлагается
также постепенно вводить тариф на рабочие места для работодателей,
имеющих вредные производства: 2–4% с 2013 года с увеличением до 5–9% к
2015 году. В следующем году предполагается принять закон, который
выведет некоторые специальности из списка вредных. Работникам будут
предлагаться системы корпоративного страхования. У медицинских и
педагогических работников, имеющих стаж, сохранится право на досрочные
пенсии, а для вновь входящих в систему будет поэтапно повышаться срок
этого стажа.
Проблема дефицита ПФР решится, остальные — нет
Участники пенсионного рынка стратегию не оценили.
— Эти предложения в основном направлены на решение одной задачи — покрытие
дефицита бюджета ПФР. При этом интересы будущих пенсионеров в учет не идут
— вопрос сохранения обязательного характера накопительной части пенсии
остается
открытым. Однако пока это только предложения, и они требуют проработки и
общественной дискуссии, — говорит президент Национальной ассоциации
пенсионных фондов (НАПФ) Константин Угрюмов.
Он отмечает, что на рабочей группе не было выработано консолидированной позиции.
—
Концепция решает сиюминутную задачу и не решает стратегическую — что
будет дальше с пенсиями. Возникает ощущение, что страховой маневр — это
обман, накопительную систему надо модернизировать безо всяких маневров, —
говорит гендиректор управляющей компании "КапиталЪ" Вадим Сосков.
По
словам Соскова, если по умолчанию оставить людей в солидарной системе,
то это означает схлопывание накопительной части, так как людей заново
заставят выбирать накопительную систему. "Если обязать выбравших
накопительную систему отчислять еще плюс 2% на накопительную часть с
зарплаты, то это станет для них наказанием. А если эту меру сделать
добровольной, то должны быть установлены налоговые льготы для этих людей
(уменьшение подоходного налога как минимум на 2%), иначе это станет
оброком для тех, кто, несмотря ни на что, выбрал накопительную систему",
— отмечает он.
— В этих предложениях по-прежнему
просматривается стремление быстро потратить ресурсы накопительной
системы. Так и не объясняется, как власти будут рассчитываться с
будущими пенсионерами, которые будут получать пенсию в более тяжелой
демографической ситуации, — отмечает президент фонда "Центр
стратегических разработок" Михаил Дмитриев.
Не исключено, что
принятие основных решений по пенсионной реформе все-таки будет отложено.
У источника "Известий" в одном из заинтересованных ведомств есть
сомнения, что к 1 октября стратегия будет представлена президенту.