Россию ждут хлебные карточки для бедных?
В основе прогноза лежит следующая статистика. К 23 августа обмолочено 52% посевов пшеницы, при этом собрано только 27,9 миллиона тонн. Таким образом, в этом году средняя урожайность упала в полтора раза по сравнению с прошлым годом – было 31,5 центнера с гектара, а стало 21,8 ц/га. Между тем, исполнительный директор "СовЭкона" Андрей Сизов считает, что валовый сбор зерновых составит и вовсе 70 млн т.
Что означают эти цифры? С одной стороны, по прогнозу министерства, более чем в два раза уменьшится наш экспорт продовольственной пшеницы - с прошлогодних (с 1 июля 2011-го до 1 июля 2012 года) 27,5 млн тонн до 12 млн тонн. В прошлом сезоне наша страна заняла второе место в мире по объему экспорта после США, обеспечив 12% поставок на мировой рынок. Учитывая, что львиная доля российского экспорта приходилась на страны Северной Африки и Ближнего Востока, в этих регионах мира будет значительный дефицит зерна.
Что же касается России, то, по данным Минсельхоза, внутреннее потребление продовольственной и фуражной пшеницы в ближайшем году составит 70,3 миллиона тонн. С учетом имеющихся запасов, общее количество зерна в стране достигнет 93,3 млн тонн. Эксперты министерства считают, что в этом случае, при экспорте в 12 млн, мы сможем обеспечить себе переходящий запас зерновых на 1 июля 2013 года в 11 миллионов тонн.
На первый взгляд представляется, что страна полностью обеспечена зерном. Просто фермеры не заработают прежних денег на экспорте. Однако это не совсем так. Засуха уже сильно разогнала цены, и этот процесс набирает обороты. По данным "СовЭкон", стоимость тонны пшеницы 3-го класса в Сибири и на юге России достигает 8500-9000 руб., а в центральной части страны она колеблется на уровне 8000-8500 руб/т. Между тем, еще 28 мая этого года в большинстве регионов продовольственная пшеница 3-го класса стоила от 5200 до 5800 руб/т.
Чтобы отчасти компенсировать дефицит зерна, принято решение увеличить на 400 тысяч га посевы озимых в этом году. Однако эта мера может оказать положительное влияние на рынок только весной 2013 года. А пока приходится наблюдать, как подорожание передалось по производственной цепочке от фермеров к мукомолам. В результате, по данным Государственного НИИ хлебопекарной промышленности, если в июне этого года стоимость тонны муки составляла 6900 рублей, то уже в начале июля она превысила 8000.
Тогда хлебопеки воспринимали эти цифры как трагедию: им приходилось работать себе в убыток, ведь и до подорожания средняя по стране рентабельность хлебопекарен составляла 3-5%. Сегодня тот ценовой уровень кажется низким. На 20 августа, по данным АгроБиржи, оптовая цена 1 килограмма муки высшего сорта в большинстве показательных для этого рынка регионов страны превысила 14,5 рублей, а на Алтае - 16 рублей. Получается, что менее чем за два месяца мука подорожала более чем вдвое. При этом, по данным Государственного НИИ хлебопекарной промышленности, стоимость муки составляет немногим более половины цены буханки хлеба. Разумеется, в этой ситуации хлебопеки не смогут удерживать цены, как бы власти субъектов федерации не требовали этого от них в угоду социальным соображениям. Ведь получится, что примерно половину стоимости буханки пекарни должны будут покрывать из своего кармана. За июль средняя стоимость булки хлеба выросла по стране, по данным Росстата, только на 0,9%. Притом что мука подорожала за этот месяц почти вдвое.
О ценообразовании хлебобулочных изделий "СП" рассказал Николай Терентьевич Чубенко, заместитель министра хлебопродуктов СССР в 1986-89 гг., а ныне главный специалист Государственный НИИ хлебопекарной промышленности.
"СП": - Николай Терентьевич, получается, что пекарни сегодня за свой счет дотируют низкие цены на хлеб?
- Совершенно верно. Сегодня пекари стоят перед реальной перспективой банкротства. Цены действительно не дают повышать местные и региональные власти – борются с дороговизной на прилавках. В результате почти все классные специалисты ушли из отрасли – деньги очень маленькие. Остались только старики вроде меня, которые уже отдали жизнь этому делу.
"СП": - Андрей Сизов из "СовЭкона" заявляет, что стоимость хлеба и мучных изделий в средних расходах россиянина на продовольствие без учета алкогольной продукции составляет всего 6%. Получается, что цена хлеба не является определяющей для уровня жизни большинства населения, а потому можно отпустить цены на хлеб?
- Для многих россиян стоимость муки и хлеба все-таки важна, и власти категорически против любых повышений.
"СП": - Предлагается даже использовать карточную систему. Как в США, где 60% бюджета минсельхоза уходит на дотации населению льготных хлебных карточек. Вы считаете, что выходом из ситуации могло бы стать введение карточной системы или специальных магазинов дешевого хлеба для малоимущих?
- Причина совершенно в другом. Лет десять назад, помню, тоже стоял вопрос о дороговизне хлеба. Вызвал президент Путин к себе министра сельского хозяйства Алексея Гордеева и спрашивает, как победить дефицит зерна, почему дико растут цены? А министр отвечает: дефицита нет, зерна достаточно. Давайте посмотрим на цифры. Из того объема зерновых, который прогнозируется министерством сельского хозяйства, пшеница занимает только часть. В прошлом году мы собрали пшеницы 52 миллиона тонн, а в самые неурожайные годы валовый сбор не бывает меньше 40 миллионов. При этом для выпечки хлеба в России используется всего 7 миллионов тонн. Как можно не обеспечить пекарни мукой, если производство в 6-7 раз превышает потребности? На еду людям зерна точно хватит.
"СП": - Тогда почему так растут цены?
- В стране есть большая группа людей с сильной позицией, выступающая в качестве консультантов федерального кабинета министров, которая лоббирует экспортные поставки, апеллируя к различным ссылкам на законы рынка. Их цель – обогащаться на вывозе зерна. При таком открытии рынка происходит импорт к нам высоких цен из-за рубежа. В этом году они крайне высокие. Пресекать такое можно только вводя длительное эмбарго на вывоз продовольственной пшеницы. В прошлом году Путин долго держал эмбарго, и это дало свой эффект. В этом году запрета на вывоз пока нет.
"СП": - Все-таки не верится, что проблемы галопирующих цен на продовольствие можно решить так просто.
- Сейчас так, конечно, ничего не решишь. Абсолютно все собранное зерно скуплено перекупщиками, работающими в этой стандартной схеме торговли пшеницей, которая выстроена под экспорт и на мировые цены. Поэтому - дефицит на внутреннем рынке, поэтому - мукомолам трудно покупать хорошее зерно. Оно уже все скуплено и держится под спекуляции, под перепродажи, под экспорт. Так что менять надо саму систему распределения и торговли зерном в стране. Это решит проблемы и мукомолов, и хлебопекарей, и резко взвинчивать цены на готовый хлеб никому не придется. А так мы все платим этим спекулянтам, и все проблемы – ради их прибылей.