Вместо квартиры ветеран получил унитаз

Вместо квартиры ветеран получил унитаз: чиновники говорят, что отказали участнику Сталинградской битвы в благоустроенном жилье, следуя букве закона. Подробности сообщает "СП".

Обещание руководства страны до конца текущего года решить вопрос с обеспечением жильем ветеранов Великой Отечественной войны для пермского фронтовика Михаила Чижова оказалось пустыми словами. В благоустроенной квартире ему отказали, причем (как это ни цинично звучит) чиновники действовали в полном соответствии с нынешним законодательством.

Ветеран Великой Отечественной войны Михаил Федорович Чижов живет вместе со своей женой Степанидой Фотеевной в селе Альняш, которое расположено на территории Чайковского муниципального образования в Пермском крае. В будущем году глава семьи справит 90-летие. Возраст – почтенный. К тому же, в селе он теперь единственный фронтовик.

О судьбе Михаила Федоровича можно писать книгу. В армию его призвали в марте 1942 года. Прежде чем бросить на передовую, отправили в Пермское пулеметно-минометное училище на шестимесячные курсы. Потом был Сталинград, Курская дуга. В феврале 44-го Чижов участвовал в Корсунь-Шевченковской операции, в 45-м освобождал Варшаву и брал Берлин. Демобилизовался и вернулся домой только в апреле 1947 года.

Вся последующая биография Михаила Чижова связана с землёй, с тяжёлым крестьянским трудом: работал заместителем председателя, а потом и председателем колхоза "Большевик". Степанида Фотеевна моложе супруга на девять лет, она тоже всю жизнь проработала на селе - счетоводом, зоотехником, в середине 70-х возглавляла местный сельсовет. Вместе они уже 60 лет. Вырастили пять дочерей.

Несколько лет назад случилась беда – сгорел дом, а вместе с ним и практически все имущество пенсионеров. Огонь не пощадил даже боевые награды ветерана (за свои ратные подвиги Михаил Федорович был награжден орденом Красной звезды, орденом Отечественной войны II степени, а также 18-ю медалями, две из них – "За отвагу"), чудом уцелели лишь наградные листы.

Небольшой деревянный домик, где последние шесть лет живут Чижовы, всем миром поставили погорельцам односельчане. Но годы берут свое: вести хозяйство и обрабатывать огород уже не так легко. Да и все удобства в сельском доме – на улице. А пожилым людям истопить баню и наколоть дров – непосильный труд. Зимой особенно тяжело.

"Порой такие наметет сугробы, что и дверь не открывается. Приходится Чижовым звонить по телефону и просить, чтобы их "откопали", - пишет о сложностях быта ветеранов местная газета "БДТ59-Чайковская газета".

Узнав о президентской программе обеспечения жильем ветеранов Великой Отечественной войны, пенсионеры обратились к местным властям за помощью в предоставлении благоустроенной квартиры. Но им отказали: метраж их домика оказался больше того, при котором ставят на очередь.

"СП" попросила прокомментировать ситуацию главу Альняшинского сельского поселения Любовь Юркову. Вот, что она сказала:

- Супруги Чижовы – пожилые уважаемые люди. Оба являются почетными жителями нашего поселения: он как ветеран войны, она как человек, внесший большой вклад в развитие… Живут они достаточно хорошо. В собственном доме. Дом небольшой, деревянный, светлый. Полублагоустроенный. Построен после пожара, который случился несколько лет назад.

"СП": - Что значит – полублагоустроенный?

- На нашей территории принято постановление о степени благоустроенности жилья. По существующей классификации неблагоустроенным считается жилье с минимальным набором удобств: печка – в доме, колодец – во дворе, туалет – на улице. У них вода в дом заведена и отопление, как печное, так и электроотопление сделано.

"СП": - Вам известно, что Чижовы просят выделить им благоустроенное жилье?

- Да, конечно. Ведь первая ступень – это постановка на очередь у нас в администрации. Но в этом как раз проблема. Дело в том, что норма жилплощади для постановки на учет у нас на территории – 12 кв. м. А у них общая площадь 43,6 кв. м. И получается, что они у нас по этим нормам, и по степени благоустроенности в очередь поставлены быть не могут.

"СП": - А разве нельзя было сделать исключение с учетом боевых и трудовых заслуг этих людей?

- Пробовали. В январе 2012 года направили в прокуратуру проект постановления, увеличивающего нормы площади под данную категорию граждан до 22 кв. метров (как было в президентской программе). Сначала нам дали положительный ответ, что такое можно сделать. Мы собрали пакет документов по семье Чижовых, передали в администрацию муниципального района - она направляет бумаги в краевой центр на постановку на очередь. Но из министерства социального развития пришло заключение, что мы неправомочны принимать постановление, увеличивающее норму площади, поскольку должна быть единая норма, независимо от категории жителя территории. В результате нам пришлось Чижовым отказать.

"СП": - То есть единственному сельскому ветерану войны поблажек не сделали…

- Ну, мы тогда обратились к руководству района с просьбой помочь решить хотя бы вопрос с благоустройством дома. Один депутат откликнулся, буквально через день привез сантехнику новую – унитаз и душевую кабину. Но была уже осень, и мы просто не успели все это установить. Площадь дома Чижовых 43,6 кв. м., но в центре стоит печь, которая занимает много места. Чтобы смонтировать оборудование, необходимо было часть печи разобрать, но перед холодами побоялись. К тому же, мы надеялись, что вопрос с квартирой решится положительно.

Подарки от депутата до сих пор пылятся в коробках на подворье. И, судя по всему, их не успеют "расчехлить" и к нынешним холодам.

"У нас коммунальная компания небольшая, сейчас готовимся к зиме, свободных рук нет, - оправдывается глава поселения. – Но будем просить район посодействовать".

Любовь Викторовна и сама недоумевает: почему для таких как Михаил Федорович законодательство не предусматривает никаких исключений?

"Надо принять какие-то поправки в закон, - предлагает она. - Чижов - ветеран, достойный человек, имеет заслуги. Ему по указу президента положено. Но не должны здесь быть заложниками местные власти, которые утверждают нормы площади. Если мы сделаем нормы больше, наши молодые семьи не в состоянии просто будут купить жилье. То есть, принимая большую норму именно для ветеранов, мы другие категории населения ущемляем. Вот такая у нас система – единая норма должна быть. И это решается только на федеральном уровне, даже край нам не может здесь помочь. Жилищным кодексом это все определено – нормы площади устанавливают органы местного самоуправления".

В Жилищном кодексе, действительно, ничего не говорится о том, что каждый ветеран должен быть обеспечен благоустроенным жильем. Но это, в конце концов, провозгласило руководство страны. Это продекларировали и Дмитрий Медведев, будучи президентом, и нынешний глава государства Владимир Путин.

Депутат Госдумы Галина Хованская говорит, что получает сотни писем с похожими историями. По ее мнению, таким, как Чижовы, власти, в порядке исключения могли бы идти навстречу. Но власти – местные…

"Нормы здесь действительно устанавливают органы местной власти, и в каждом городе они могут быть свои, - признает Хованская. - Но для заслуженного человека, ветерана, исключение возможно. Причем этим вопросом должны заниматься местные депутаты. Надо просто кому-то сесть на голову этому депутату и сказать: "Давай, проводи это решение в порядке исключения". Что такое печка и 90 лет, все это я очень хорошо знаю. Боюсь только, что там проблемы другие – предоставлять просто нечего, ничего не строится".

"СП": - Значит, вопрос решить все-таки можно?

- Можно. Надо все эти законы пересматривать на уровне муниципалитетов. Сейчас муниципалитет устанавливает нормы постановки на учет, нормы предоставления жилья (о чем я сильно сожалею), а нужно это делать хотя бы на уровне субъекта, законом субъекта. Понимаете, чем беднее муниципалитет, тем хуже там ситуация. Вот что получается по нынешнему законодательству.

В любом случае, сдвинется ли дело с мертвой точки, - это вопрос времени. А у наших ветеранов, к сожалению, его осталось не так много. И доживет ли Михаил Федорович до заветного дня – большой вопрос.






Читайте полную версию на сайте