Рубль на грани падения
"Объем инвестиций в экономику увеличится за счет того, что российские инвесторы будут строить новые предприятия. Известно, что сейчас крупный бизнес предпочитает брать кредиты за рубежом, а малый бизнес вообще не может кредитоваться из-за слишком высоких процентных ставок. Если правительство снизит ставку рефинансирования, то коммерческие кредиты будут выдаваться под 4-5%", — заявил Евгений Федоров.
Рецепт настолько прост, что закрадывается сомнение: не обернется ли режим ручного управления в режим ручного потопления экономики?
– Главная проблема Центробанка РФ – он не проводит независимой кредитно-денежной политики в интересах российской экономики, – говорит президент Союза предпринимателей и арендаторов России Андрей Бунич. – Фактически, в 2008-м, когда возник кризис, российское правительство согласилось с предложением Евросоюза, США и Японии. Суть сводилась к тому, что центральные банки развитых стран самостоятельно разруливают кризисную ситуацию, а Россия не вмешивается в этот процесс и не меняет кредитно-денежную политику. Взамен российское правительство получает выигрыш – укрепляющийся рубль и дорожающую нефть из-за того, что денег в мировой экономике стало больше.
В итоге, главные иностранные банки получили выигрыш от мирового пузыря, который привел к кризису (банки США, например, в течение восьми лет наживались на пузыре ипотечного кредитования), а потом взяли под контроль и выход из кризиса.
А вот "выигрыш", который получила Россия, нам невыгоден. Чтобы получить его, российскому правительству пришлось отказаться от проведения активной кредитно-денежной политики. Это можно доказать на пальцах. В экономике есть аксиома: страна не может одновременно иметь свободу движения капитала, стабильный курс валюты и активную кредитно-денежную политику. Из этой триады можно одновременно иметь только две вещи.
Например, страна может вести активную кредитно-денежную политику и обеспечить мобильность капитала, но тогда ей придется пожертвовать стабильным курсом валюты. Или, наоборот, она может взять под контроль движение капитала – тогда валюта станет стабильной. Есть и третий вариант, который выбрала Россия – отказаться от активной кредитно-денежной политики, но получить взамен стабильность валюты и свободу капитала.
Курс рубля у нас поддерживается на одном уровне с 1999 года – он колеблется в узком диапазоне. А с 2005 полностью сняты барьеры, мешающие движению капитала. Параллельно Центробанк РФ постепенно отказывался от проведения независимой политики.
"СП": – Из чего это видно?
– Даже на законодательном уровне мандат Центробанка РФ сильно урезан. Наш ЦБ выполняет всего три функции: контролирует эмиссию и денежное обращение, осуществляет надзор за банками, поддерживает стабильный курс рубля. У центральных банков развитых стран все по-другому. Например, Федеральная резервная система (ФРС) США ответственна за экономический рост Соединенных Штатов, уровень безработицы, деловую активность и инвестиции. Полномочия Европейского ЦБ меньше, но тоже достаточно велики – в сфере борьбы с инфляцией, кредитования, долговых обязательств. Подобные задачи должен, по сути, решать и Центробанк РФ, в этом – корни нынешней проблемы.
"СП": – Но Евгений Федоров видит ситуацию по-другому?
– Да, ему кажется, что главная проблема – в недостаточной подчиненности Центробанка правительству, в излишней его независимости. Мне же кажется, что это условная независимость. В конце концов, именно президент и правительство утверждают основные направления кредитно-денежной политики. Плюс к тому, если президент недоволен деятельностью ЦБ, он может в любой момент поменять его руководство согласно законодательству.
Кстати, исторически Центральный банк РФ независимостью никогда не блистал, и подчинялся Алексею Кудрину. Фактически, бывший министр финансов скрытно руководит деятельностью Центробанка. Минфин де-факто главнее, чем Центробанк, и именно финансовое ведомство определяло линию поведения ЦБ.
На мой взгляд, Федоров ищет легкие простые решения, которых в жизни нет. Раздавать кредиты под 1% годовых в действующей системе невозможно – это приведет к масштабному увеличению денежной массы. Кроме того, если правительство напрямую станет устанавливать ставку рефинансирования, Центробанк не сможет отвечать даже за те усеченные функции, за которые отвечает сейчас – за денежное обращение и стабильность рубля.
"СП": – Что все-таки произойдет, если правительство установит ставку в 1%?
– Возникнет экономический коллапс. В экономику будет вброшено огромное количество денег, потому что все побегут за дешевыми кредитами. В результате курс рубля рухнет, и деньги перекочуют на валютный рынок и рынок ценных бумаг. Фактически, такие действия равнозначны реформе ценообразования и денежного обращения. После столь радикального изменения ставки мы получим всплеск галопирующей инфляции.
"СП": – А по-вашему что надо делать?
– Путь к дешевым кредитам лежит через изменение мандата Центробанка РФ, он должен быть похож на мандат ФРС. Ответственность ЦБ РФ за экономику должна быть расширена, и для этого ему нужны более широкие полномочия. При этом правительство сможет влиять на кредитно-денежную политику через соответствующую правительственную комиссию и право менять кадровый состав Центробанка. Если целевыми функциями ЦБ станут оживление деловой активности и привлечение инвестиций, это постепенно приведет к дешевым кредитам. Сейчас самому Центробанку это просто не нужно.
Федоров интуитивно ощущает, что важный рычаг – кредитно-денежная политика – в России не используется, что это плохо. И надо заметить: забота Федорова об экономическом суверенитете оправдана. Но рецепт, который он предлагает – несерьезный. Такие инициативы могут привести к тому, что либеральное лобби дискредитирует идею независимой кредитно-денежной политики. Таким образом, будет свернута дискуссия о полномочиях Центрального банка и направлениях кредитно-денежной политики. Заявляя завиральные идеи, Федоров может подыграть тем, кто ничего в России менять не хочет…