Присяжные освобождают убийц?
По сообщению пресс-секретаря Забайкальского краевого суда Виктории Михайлюк, в июле 2011 года Мясников убил продавца в городе Могоче. Он нанёс женщине множество ударов топором по голове и телу, после чего похитил спиртное, сигареты и выручку.
- Согласно вердикту присяжных, событие преступления следствием и судом доказано, а причастность к нему обвиняемого нет, - говорит Михайлюк. - Мясников, большую часть жизни провёдший в местах лишения свободы, был отпущен в зале суда. Услышав приговор, он поблагодарил присяжных за работу.
А в начале этого месяца присяжные в Перми оправдали человека, обвинявшегося сразу в четырёх изощрённых убийствах. По утверждению следователей, 20-летний житель города Закамска Тимофей Подшивалов - настоящий беспощадный маньяк. Однако его признали виновным лишь в краже и приговорили к четырём годам лишения свободы.
Даже во время вынесения приговора подсудимый отказался встать, хотя присяжные спасли его от пожизненного заключения.
Следователи следственного отдела Кировского района СУ СК РФ по Пермскому краю говорят, что все преступления были совершены в радиусе квартала от дома, где жил Тимофей. Выдал его телефон, который он забрал у убитого. Сразу после ареста, продолжают следователи, парень рассказал, что сжёг на телах бродяг пластиковый корпус стиральной машины. Впоследствии это подтвердила экспертиза.
Сестра последней жертвы, Наталья Антонова, расплакалась в зале заседаний: "Высший суд, наверняка, будет более справедливым, чем человеческий".
Жители Петербурга в соцсетях и на форумах возмущаются позицией присяжных, фактически оправдавших мужчину, выбросившего зимой на улицу 4-месячного ребёнка. Суд переквалифицировал преступление на убийство по неосторожности. "Тело лежало в 9-и метрах от окна, случайно не могли так выронить! Позор присяжным!" - пишут петербуржцы.
Оправдывали присяжные заседатели и известных личностей, что вызывало негодование общества.
24 января 2006 года был признан невиновным Магомед Салихов, обвинявшийся во взрыве жилого дома в Буйнакске в сентябре 1999 года.
В Верховном суде Республики Кабардино-Балкария 19 декабря 2005 года огласили вердикт присяжных заседателей в деле о нападении на управление наркоконтроля в декабре 2004 года. Присяжные оправдали бывших сотрудников управления ЗалимханаЭтгулова и Рафаэля Мирзоева, которые обвинялись в пособничестве боевикам.
Обвиняемому в организации и совершении теракта 9 мая 2002 года в Каспийске Ханали Умаханову присяжные вынесли оправдательный вердикт 25 октября 2005 года.
Был оправдан и Вячеслав Иваньков, известный как Япончик. Он обвинялся в убийстве двух граждан Турции. 18 июля 2005 года присяжные признали его невиновным.
Суд присяжных заседателей действует в нашей стране с 1993 года. Он не является новшеством для отечественной юстиции, поскольку был введен Судебной реформой в 1864 году и просуществовал до 1917 года.
Затем этот суд заменили институтом народных заседателей, который впоследствии был упразднён после принятия Уголовно-процессуального Кодекса РФ.
Председатель Ассоциации адвокатов России "За права человека" Евгений Архипов говорит, что, поскольку огромное число граждан отказывается быть присяжными, судам приходится набирать общественников из людей с не лучшей репутацией: "Общественники – люди, обивающие пороги администраций с правозащитными целями, придерживаются одной позиции, вследствие чего не могут быть объективными. О людях с "подмоченной" репутацией и говорить нечего.
Поэтому отсутствуют гарантии вынесения справедливых решений. Известно, что на нашу судебную систему часто оказывается давление. Можно оказывать его и на суды присяжных.
Надо отметить, что далеко не всегда присяжные, освобождая кого-либо от наказания, поступают неправильно. Часто следствие не собирает достаточных доказательств виновности обвиняемых. Поэтому следователям нужно подумать – не начать ли работать качественно.
Однако в деле "приморских партизан" прослеживается предвзятость присяжных, они уже считают их всех виновными. Подозрительно поступили они и оправдав Иванькова.
Нередко председательствующие на таких процессах судьи, поворачивают дело в нужную им сторону, дают рекомендации заседателям по вынесению приговора. Они могут так сформулировать вопрос, что любой ответ будет не в пользу подсудимого.
Ещё одна сторона проблемы: в отличие от судей, государство не обеспечивает защиту присяжным. Преступникам и их подручным ничего не стоит установить места их проживания, и надавить на присяжных или родственников.
Прежде всего, по этой причине у людей отсутствует желание становиться заседателями.
Женщин, проголосовавших в Забайкальском краевом суде за недоказанность вины обвиняемого, могли запугать.
Государству следует озаботиться безопасностью присяжных. В США таким людям на время проведения судебных процессов предоставляют жильё, выплачивают зарплату, привозят в здания судов под охраной, а в случае необходимости меняют им имена, места проживания и внешность.
При таком положении желающих стать заседателями всегда много.
Наши граждане, которых приглашают в присяжные, знают: если станут угрожать бандиты – помощи ждать не от кого. Всем известно, как относятся к заявителям правоохранительные органы. Эти органы сами коррумпированы.
У нас даже свидетели не желают сотрудничать со следствием. Базу с адресами не сложно купить.
Если судебной системе станут доверять пусть не 100, но хотя бы 80 % граждан, если российская власть станет обеспечивать безопасность заседателей – в суд присяжных потянутся люди из разных социальных групп, качество правосудия существенно повысится".
"СП": - Заседателям не позволено знакомиться с материалами уголовных дел, в том числе такими важными, как постановления о назначении экспертизы и заключения экспертов…
- Их знакомят с тем, что изучается в судебном процессе. А сторона обвинения имеет возможность предоставить им только те документы, которые заинтересована предоставить. И такое происходит часто.
Например, существует 20 томов уголовного дела, в 19 из которых содержатся данные, оправдывающие обвиняемого. Следствие даёт присяжным один том – с бумагами, свидетельствующими против него. Адвокаты ходатайствуют о рассмотрении во время заседания документов из других томов, а судьи отказывают: "Прокурор уже предоставил необходимые доказательства". Это беззаконие, такого не должно быть! Но таковы наши суды.
Вся российская судебная система несовершенна, а мы хотим, чтобы суды присяжных всегда выносили правосудные решения.
Кандидат юридических наук Алла Березина добавляет: "Большинство помещений федеральных судов технически не приспособлены к работе судов присяжных. Вход в помещения и раздевалки общий. Для воздействия на присяжных множество возможностей.
И ещё: предоставленные суду присяжных очень ограниченные полномочия совершенно не соответствуют значимости принимаемых ими решений. Выходит, что нормативно закреплено: присяжные не должны осознавать важность и последствия тех действий, которые они выполняют. А ведь они вершат судьбы людей".