Медный всадник стал жертвой интимной рекламы
Самому известному памятнику Петру I — знаменитому Медному всаднику исполнилось 230 лет. История создания шедевра монументальной скульптуры, пожалуй, известна каждому. С момента своего появления памятник стал символом империи и самым узнаваемым брендом Петербурга.
Любопытно, что в юбилейный год творение Фальконе стало товарным знаком. Гром-камень с его знаменитым всадником теперь олицетворяет мужскую силу. Одна из петербургских фармацевтических фирм поместила узнаваемое изображение на своей продукции.
Есть ли шанс спасти городские символы от сомнительного использования, выяснял корреспондент НТВ Андрей Курицын.
Наводнения и революции, бомбардировки и нападения вандалов. Пережив многое, вот уже 230 лет творение Этьена Фальконе стоит на Сенатской площади. И для производителей одноименного лекарства, кажется, и вопрос не стоял, как назвать препарат.
Между тем Медный всадник сейчас на всевозможных этикетках. Порой даже это средства одно другое исключающие: и лекарство для простаты, и крепкий алкоголь. Общественность возмутилась такой эксплуатацией городского талисмана. И в защиту символа в Смольном нашлась инициатива образца 2002 года.
Ангел на шпиле Петропавловки, кораблик на Адмиралтействе, Медный всадник на Сенатской площади. Десять лет назад исторические символы Петербурга стали еще и товарными знаками. Оформив свое право юридически, городские власти теперь могли указывать предпринимателям, на каких товарах можно использовать изображения символов, а на каких — нет. Например, вряд ли Медный всадник мог появиться на упаковке с презервативами или туалетной бумагой.
Вадим Усков, юрист: "Даже обсуждали использование на водке товарного знака „Медный всадник“. Можно или нельзя? Но, так или иначе, когда ты владелец знака и у тебя есть возможность разрешать или запрещать, то эту политику проводить проще. И, по большому счету, все шло хорошо и красиво, все аккуратно, так и должно было быть. Но это предприятие в 2006 году было ликвидировано".
О том, что за Дирекцией юбилейных торжеств числились городские символы, никто уже и не вспоминает. В результате город потерял свое право на товарные знаки, а у предпринимателей руки оказались полностью развязаны. Но полиграфисты, например, по старой памяти все равно предпочитают не использовать логотип и обойтись лишь громким словосочетанием.
Ангелина Станковская, руководитель товарных направлений торговой компании: "Само наименование — словосочетание медный всадник — не подпадает под действие авторского или какого-то другого права. Поскольку автор — Александр Сергеевич Пушкин, то срок действия авторского права давно истек. А символ Медного всадника как изображение, фотография либо любое другое графическое изображение памятника мы в своем названии не используем".
Если проявить фантазию, кумира на бронзовом коне можно встретить в неожиданном месте. Например, в спальном районе Петербурга. И пусть жилая многоэтажка никакого сходства с одноименным памятником не имеет, у строителей свои ассоциации.
Ольга Кляровская, заместитель директора строительной компании по продажам: "Он назван так в честь балета, созданного композитором Глиэром по произведению Александра Сергеевича Пушкина. И одним из номеров балета является „Гимн великому городу“, ставший гимном Ленинграда и до сих пор являющийся гимном Петербурга".
Кому претензии с авторскими правами точно не предъявят, так это "Ленфильму". Анимированной эмблеме киностудии — больше 30 лет. И это уже, как говорится, исторически сложившийся символ.
Защитить открыточные виды Петербурга от сомнительного коммерческого использования — не так уж сложно, уверяют юристы. В Москве все придумано давно.
Алексей Афонин, юрист: "Проходит комиссия, комиссия решает, можно или нельзя использовать. Ну, предположим, такие символы, как триумфальные арки, храм Христа Спасителя. Идет специальный перечень, какие знаки, какие названия требуют официального лицензирования со стороны московского правительства. Я думаю, и нам тоже стоит об этом задуматься".
Другой способ — вновь закрепить авторские права за муниципальным предприятием. Например, Городским центром размещения рекламы. Вот только товарные знаки с историческими видами города, в том числе Медного всадника, уже расхватали коммерческие фирмы. И спасать петербургские бренды от сомнительного использования уже поздно.