Ближний Восток ожидают религиозные войны
Самые опасные в плане религиозных столкновений страны, по словам Гюля, — это Ирак, Сирия и Ливан, - передают "Известия".
Главные
разногласия сегодня существуют между шиитами и радикальным направлением
суннизма — салафитами, больше известными в России под именем
ваххабитов. Если проводить аналогию с христианством, то салафиты — это
протестанты, и одно из главных их требований — вернуться к
первоначальному чистому исламу, отбросив все наносное, например
паломничество к могилам святых.
Что касается шиитов, то они, в
отличие от других мусульман, считают, что исламской общиной должны
руководить потомки Пророка, а не выборные халифы, как у суннитов. Но к
чистому исламу шииты, в отличие от салафитов, вернуться не требуют.
При этом шииты вместе с салафитами составляют менее 10% всех мусульман мира.
В
настоящее время отношения между ними, и раньше не особо теплые, еще
сильней обострились. Причиной неприязни стало соперничество за влияние
на Ближнем Востоке.
— Салафиты видят в шиитах опасных
конкурентов, — поясняет эксперт Института Ближнего Востока Сергей
Серегичев. — И тем и другим веками приходилось выживать, доказывая свою
независимость от суннизма, преобладающего направления ислама,
исповедуемого более чем 90% всех мусульман мира.
При этом надо
отметить, что салафиты по своему настрою гораздо агрессивнее шиитов и
среди них куда больше тех, кто готов активно насаждать идеи джихада, а
также создания единого мусульманского сообщества (уммы) по всему миру. В
таком сообществе не должно быть ни отдельных государств, ни кланов, все
должны объединиться на основе чистого ислама. Правда, подобные идеи
вызывают неприятие в большинстве мусульманских стран, традиционно
базирующихся на родовых и племенных ценностях.
— Если Сирию
ждет судьба Ирака, а похоже, что все идет к этому, то после падения
Асада страна окажется раздробленной, и люди будут искать защиты у своих.
А своими для них станут кланы и более широко единоверцы, — говорит
Сергей Серегичев. — Да, это архаичные структуры, но, как показывает
тысячелетний опыт, именно они способны помочь в трудные времена:
поддержать материально, защитить силами всего клана или общины.
Но
проблема в том, что такие архаичные организации будут каждая за себя, и
чтобы объединить их в единое государство, понадобятся появление
сильного лидера и очень большие усилия, сопровождаемые неизбежным
насилием.
Турецкий президент недаром выделил три страны, где
опасность религиозных конфликтов особенно велика. Ирак уже на протяжении
нескольких лет разрываем противостоянием шиитов и суннитов. В Сирии
появляется все больше салафитов, выступающих против президента Асада,
выходца из алавитов. И, наконец, Ливан, для которого религиозные
противостояния вообще-то не новость, в последнее время также становится
полем деятельности борцов за чистый ислам.
— Ваххабитские
банды нападают и на христиан, и на мусульман, — говорит исламовед Роман
Силантьев. — Они даже взрывают мечети, это стало их визитной карточкой.
Авторитарные
режимы Саддама Хусейна, Каддафи и других держали в узде религиозное
противостояние, а новым демократиям это оказалось не под силу,
комментирует Силантьев.