Фермеров заставят привинтить «Глонасс» к комбайнам
Министерство
транспорта объявило конкурс на создание концепции системы управления
сельскохозяйственной техникой с помощью ГЛОНАСС/GPS. Речь идет о
разработке спецификаций для электронной аппаратуры; определении
транспорта, куда надлежит устанавливать навигаторы (например, на
тракторы, комбайны, технику для мелиоративных работ); нормативных
документов, которые наделят Минсельхоз полномочиями агента, отвечающего
за использование и развитие системы.
По словам источника в
Минтрансе, на межведомственных совещаниях специалисты пришли к выводу:
ГЛОНАСС резко улучшит положение дел в зоне рискованного земледелия. В
Минсельхозе не исключают, что в будущем будет создана отдельная
федеральная программа для этой системы. Представители министерства
заявили, что уже ведут работы по внедрению системы ГЛОНАСС/GPS в
подведомственных предприятиях. Навигационные технологии нужны прежде
всего для ведения "точного земледелия" и управления транспортными
потоками.
— Самое простое применение системы — это контроль
расхода горючего с помощью навигационного оборудования. Все передвижения
техники отслеживаются и оценивается адекватность списания расходных
материалов на эту технику. Эта мера в России очень актуальна и сразу
дает отдачу, — говорит ведущий эксперт Института конъюнктуры аграрного
рынка (ИКАР) Евгений Иванов.
"Точное земледелие" позволяет
делить поле на части и выявлять, что на одном участке недостает азота,
на другом — калия, третьему не хватает фосфора и там повышена
кислотность. Это дает возможность сильно сократить дозы
вносимых удобрений и при этом добиться хорошей урожайности, рассказывает
Иванов. Электронно-механическая система программируется таким образом,
что концентрация вносимых удобрений меняется автоматически в зависимости
от координат. Но для "точного земледелия" нужно знать точные
характеристики каждого участка земли — содержание питательных веществ,
кислотность почвы.
В Минтрансе ссылаются на отраслевых
экспертов, которые считают, что навигационные системы помогут довести
валовой сбор зерна в стране до 130–140 млн т (в 2011 году — около 90 млн
т). В США до 80%, а в странах ЕС — до 60% фермеров используют элементы
спутниковой навигации. В России, по данным Минсельхоза, случаи
подключения сельхозтехники к ГЛОНАСС/GPS единичны. Этим занимаются
передовые фермеры- энтузиасты.
Несмотря на все плюсы
навигационной системы, фермеры опасаются, что ее будут навязывать.
Опрошенные "Известиями" представители небольших хозяйств говорят, что не
заинтересованы в навигаторах, так как имеют небольшой парк техники и
решают производственные задачи без спутников, зато навигационная техника
окажет помощь владельцам крупных угодий.
— У нас вместо
навигаторов сейчас полицейские на полях стоят, следят, как бы кто
пшеницу не увез с поля, — говорит сотрудник крестьянско-фермерского
хозяйства Краснодарского края, попросивший не указывать его фамилию. — У
меня муж двоюродной сестры ждет суда по такому делу. Некоторые ставят в
машины навигаторы — это помогает от воровства, в сторону не свернешь.
Но вообще у нас не хватает уборочной техники и помещений для хранения
зерна — я думаю, из-за этого главные потери, а не из-за воровства.
Как
повысить урожайность с помощью ГЛОНАСС, фермер не знает. Он говорит,
что в некоторых богатых районах используют удобрения и хорошую технику и
"выдают приличные показатели — чуть ли не до 70 ц с гектара без всяких
навигаторов".