Требования к перевозке детей ужесточат
Поводом для инициативы Астахова стали аварии
автобусов в разных регионах страны, перевозивших детей. Например, 1 июля
в Ростовской области микроавтобус столкнулся с легковым автомобилем,
пострадали два ребенка. 7 июля 2012 в Хабаровске водитель маршрутного
автобуса не справился с управлением и врезался в дерево, в результате
столкновения пострадали шесть человек, в том числе один ребенок.
14
июля на автодороге Валдай–Демянск в Новгородской области опрокинулся в
кювет автобус SunLong, на котором из частного оздоровительно лагеря
"Остров Героев" на Валдае возвращались 25 детей из Москвы, которых
сопровождали 11 вожатых. Неожиданно автобус выехал на встречную полосу, а
затем, уворачиваясь от лобового удара, вылетел на обочину и
опрокинулся. Травмы различной степени тяжести получили трое взрослых и
пятеро детей.
Родители пострадавших детей — Ольга Соломатина и
Марина Ли — 9 августа подали в Кузьминский райсуд Москвы иск о
возмещении материального и морального вреда с владельца автобуса. У
Ольги в злополучном автобусе ехали двое сыновей — 10-летний Артем и
8-летний Даниил. Марина Ли отправила на отдых 8-летнего Сашу. С
автоперевозчиков родители хотят получить 3 млн рублей.
— На
месте ДТП медики и спасатели травм у наших детей не обнаружили, но после
возвращения в Москву одному из детей стало плохо — оказалось, что он
получил сотрясение мозга, — пояснила "Известиям" Ольга Соломатина.
Как
оказалось, директор лагеря "Остров Героев" Марина Грицун заключила
договор на перевозку детей автобусом с индивидуальным предпринимателем
из Москвы Светланой Терехиной. Несмотря на требования закона, она не
стала заказывать сопровождение автобуса машиной ДПС. Как выяснилось
позже, автобус и водитель оказались не готовы к рейсу.
—
Водитель мог уснуть за рулем. Он говорил, что просто "отключился". По
нашим данным, он не спал всю ночь, а затем восемь часов просидел за
рулем, — заявила "Известиям" Ольга Соломатина.
Теперь родители намерены добиться лишения фирмы Терехиной транспортной лицензии, а также наказания для водителя-виновника.
Это
ДТП также переполнило чашу терпения уполномоченного по правам ребенка
Павла Астахова. Он заявил, что намерен подключиться к этому делу и,
возможно, принять участие в суде. Омбудсмен распорядился усилить
контроль за перевозкой детей из лагерей отдыха.
— Я поручил
своим сотрудникам в регионах связаться с администрацией оздоровительных
лагерей и руководителями транспортных компаний, чтобы обеспечить
максимальную безопасность автобусных перевозок детей при завершении
третьей смены отдыха, — пояснил Астахов.
Астахов также
готовит доклад президенту Владимиру Путину по итогам летнего
оздоровительного сезона. Один из разделов будет посвящен проблеме ДТП с
детскими автобусами. По его мнению, необходимо усилить контроль за
техникой,
водителями и организацией перевозок детей. Например, несмотря на
распоряжение правительства от февраля 2010 года, большинство
междугородних автобусов продолжают возить пассажиров без ремней
безопасности.
— Мы много говорим на эту тему, но если
убеждения на чиновников и перевозчиков не действуют, нужно ужесточать
наказание — как для тех, кто ленится проверить техническое состояние
автобусов и физическое состояние водителей, так и для тех, кто забывает
обратиться в ГАИ с заявкой на сопровождение, — заявил "Известиям"
омбудсмен.
Астахов призывает чаще применять для нарушителей
уголовную ответственность, включая довольно "тяжелую" статью УК —
"Халатность", а также подумать об изменении законодательства.
Первый
зампред комитета Госдумы по транспорту Михаил Брячак пояснил
"Известиям", что законопроект об ужесточении наказания за нарушение
правил перевозки детей уже поступил в парламент. Он был разработан
вместе со специалистами Ространснадзора.
— Документ находится
на экспертизе в администрации президента и, возможно, уже осенью-зимой
будет принят Госдумой, — сообщил "Известиям" депутат.
Начальник
управления надзорной деятельности ГИБДД России Александр Борисов заявил
"Известиям", что безопасность перевозок детей является одной из
приоритетных задач.
— Еще до начала движения колонны мы можем
проверить технику и состояние водителя, однако не редкость, когда
принятые нормы грубо нарушается. Бывает, что прямо во время движения нам
приходится останавливать колонну, — объясняет Александр Борисов.
По
его словам, проблема заключается в том, что организаторы перевозок
выбирают "упрощенную схему", не уведомляя ГИБДД, не согласуя маршруты,
забывая о рекомендациях и закрывая глаза на остальные требования.
Гаишники
отмечают, что уровень аварийности с детскими автобусами остается
высоким. По их данным, за семь месяцев этого года на дорогах страны в
автокатастрофах погибли 284 ребенка-пассажира и еще более 5 тыс.
получили травмы. Количество катастроф, произошедших по вине водителей
автобусов, имеющих лицензию на перевозки, выросло почти на треть. В
таких ДТП погибли 80 человек и были травмированы еще более 2 тыс.