Алкоголь изгнали из интернета
Российская газета".
А 21 июля президент Владимир Путин подписал закон, который запрещает рекламу всего алкоголя в Интернете и в СМИ, сообщает пресс-служба Кремля. Однако для рекламы спиртного в периодических печатных изданиях установлен переходный период до конца этого года, чтобы завершить те договоры, которые заключены с производителями и продавцами алкогольной продукции.
Что касается пива, то запрет на его рекламу вызван тем, что с 1 июля 2012 года пиво и напитки, изготавливаемые на его основе, приравнены к алкогольной продукции. А значит, пенный напиток теперь подчиняется тем же рекламным правилам, что и более крепкое спиртное, попадая под действие 21 статьи закона "О рекламе". Таким образом, для продвижения продукции пивоварам пока остаются печатные СМИ (за исключением первой и последней страницы издания), Интернет (кроме сайтов с детской направленностью) и стационарные торговые точки. А после вступления в силу подписанного президентом закона исчезнет и эта возможность.
Полностью же "безалкогольными" зонами с 23 июля станут телевидение, включая даже платные каналы, все виды общественных транспортных средств и наружная реклама. На этих площадках реклама алкоголя с содержанием этилового спирта от пяти и более процентов готовой продукции теперь полностью запрещена. Но, например, безалкогольного пива ограничения по рекламе не касаются.
Оставят и одно небольшое исключение для телевидения. "Требования законодательства не будут распространяться на рекламу, размещенную в месте события, которое транслируется в записи или прямом эфире", - рассказала "Российской газете" заместитель начальника управления контроля рекламы и недобросовестной конкуренции ФАС Татьяна Никитина. То есть при показе, например, футбольного матча, проходящего за рубежом, телезрители рекламу пива, размещенную на бортиках стадиона, все же увидят. Но на российских спортивных объектах размещать такую информацию по-прежнему нельзя, напомнила Никитина.
Теперь о законе, который подписал президент. В прошлую среду Совет Федерации одобрил закон о полном запрете рекламы спиртных напитков любой крепости в Интернете и печатных изданиях с 1 января 2013 года. Изменения вносятся в статью 21 закона "О рекламе" и законодательство о госрегулировании алкогольной отрасли. При этом еще в первом чтении документа в Государственной Думе ограничению по рекламе спиртного подлежали только Интернет-сайты, зарегистрированные как СМИ. Однако после второго чтения парламентарии внесли в текст законопроекта поправки, объявляющие "сухой" всю Паутину.
Выходит, что уже со следующего года у рекламодателей может остаться только один вариант для продвижения алкогольной продукции - это стационарные торговые точки. Поэтому, считают эксперты, процент креативности рекламщиков на квадратный метр торговой площадки с 2013 года резко возрастет. "Что же касается печатных изданий, оставшиеся до введения новых норм пять с небольшим месяцев окажутся для них переходным периодом, для того, чтобы окончательно отработать заключенные с рекламодателями контракты", - пояснила "РГ" Татьяна Никитина.
"Новые поправки устанавливают степень ограничения гораздо более высокую, чем требуют обстоятельства. Граждане имеют полное право на получение информации об алкогольной продукции", - считает генеральный директор Ассоциации рекламодателей Федор Борисов. По его мнению, реклама алкоголя в последние годы была и без того ограничена. "После принятия поправок люди точно не станут меньше пить. Ведь реклама не стимулирует потребление алкоголя, она скорее могла формировать образ правильного и культурного потребления. Без рекламы такая возможность теряется", - сетует Борисов.
"Закон никак не повлияет на алкоголизацию населения, - продолжает директор Центра исследований федерального и регионального рыков алкоголя Вадим Дробиз. - Люди часто пьют по причине стрессов. Из-за проблем с экономикой тренд на увеличение потребления алкоголя прослеживается сейчас во всем мире". По мнению эксперта, в последние пять лет в рекламе спиртного шла исключительно борьба между брендами. "Поэтому ее запрет роста потребления алкоголя не остановит", - подытожил Дробиз.
С этим не совсем согласен президент Союза виноградарей и виноделов России Леонид Попович. "Реклама всегда стимулирует потребление любого продукта, это аксиома. И рекламы крепкого алкоголя точно быть не должно", - считает он. По мнению Поповича, сначала запреты на рынок не повлияют. "Но у каждой алкогольной марки есть свой жизненный срок, и довольно небольшой. Если в перспективе нельзя будет рассказывать потребителю об обновлении линейки продукции, рынок может стать структурно беднее", - полагает эксперт. А раз покупателю станет сложнее рассказывать о новом товаре, значит, реклама алкоголя подорожает. "Что в итоге ляжет тяжким грузом на стоимость продукции. Есть риск увидеть такое развитие событий уже через два-три года", - подытожил Попович.
Сейчас, напомним, реклама алкогольной продукции запрещена на первой и последней страницах печатных СМИ, телевидении, радио, на рекламных конструкциях, на всех видах транспорта, а также на расстоянии менее 100 м от детских, образовательных и медицинских учреждений.
Новые акцизные марки
В понедельник "Российская газета" публикует Приказ федеральной службы по регулированию алкогольного рынка (Росалкогольрегулирование) "Об утверждении образцов, перечня реквизитов и элементов защиты федеральных специальных марок". Документ устанавливает новые акцизные марки для крепких спиртных напитков и вин. В первую очередь, новация коснется отечественных виноделов. Напомним, что с 1 июля они были вынуждены остановить производство из-за отсутствия утвержденных акцизных марок. Дефицита продукции на рынке не возникло, благодаря июньским запасам. Теперь виноделы снова должны запустить конвейеры на полную мощность.
Читайте полную версию на сайте
А 21 июля президент Владимир Путин подписал закон, который запрещает рекламу всего алкоголя в Интернете и в СМИ, сообщает пресс-служба Кремля. Однако для рекламы спиртного в периодических печатных изданиях установлен переходный период до конца этого года, чтобы завершить те договоры, которые заключены с производителями и продавцами алкогольной продукции.
Что касается пива, то запрет на его рекламу вызван тем, что с 1 июля 2012 года пиво и напитки, изготавливаемые на его основе, приравнены к алкогольной продукции. А значит, пенный напиток теперь подчиняется тем же рекламным правилам, что и более крепкое спиртное, попадая под действие 21 статьи закона "О рекламе". Таким образом, для продвижения продукции пивоварам пока остаются печатные СМИ (за исключением первой и последней страницы издания), Интернет (кроме сайтов с детской направленностью) и стационарные торговые точки. А после вступления в силу подписанного президентом закона исчезнет и эта возможность.
Полностью же "безалкогольными" зонами с 23 июля станут телевидение, включая даже платные каналы, все виды общественных транспортных средств и наружная реклама. На этих площадках реклама алкоголя с содержанием этилового спирта от пяти и более процентов готовой продукции теперь полностью запрещена. Но, например, безалкогольного пива ограничения по рекламе не касаются.
Оставят и одно небольшое исключение для телевидения. "Требования законодательства не будут распространяться на рекламу, размещенную в месте события, которое транслируется в записи или прямом эфире", - рассказала "Российской газете" заместитель начальника управления контроля рекламы и недобросовестной конкуренции ФАС Татьяна Никитина. То есть при показе, например, футбольного матча, проходящего за рубежом, телезрители рекламу пива, размещенную на бортиках стадиона, все же увидят. Но на российских спортивных объектах размещать такую информацию по-прежнему нельзя, напомнила Никитина.
Теперь о законе, который подписал президент. В прошлую среду Совет Федерации одобрил закон о полном запрете рекламы спиртных напитков любой крепости в Интернете и печатных изданиях с 1 января 2013 года. Изменения вносятся в статью 21 закона "О рекламе" и законодательство о госрегулировании алкогольной отрасли. При этом еще в первом чтении документа в Государственной Думе ограничению по рекламе спиртного подлежали только Интернет-сайты, зарегистрированные как СМИ. Однако после второго чтения парламентарии внесли в текст законопроекта поправки, объявляющие "сухой" всю Паутину.
Выходит, что уже со следующего года у рекламодателей может остаться только один вариант для продвижения алкогольной продукции - это стационарные торговые точки. Поэтому, считают эксперты, процент креативности рекламщиков на квадратный метр торговой площадки с 2013 года резко возрастет. "Что же касается печатных изданий, оставшиеся до введения новых норм пять с небольшим месяцев окажутся для них переходным периодом, для того, чтобы окончательно отработать заключенные с рекламодателями контракты", - пояснила "РГ" Татьяна Никитина.
"Новые поправки устанавливают степень ограничения гораздо более высокую, чем требуют обстоятельства. Граждане имеют полное право на получение информации об алкогольной продукции", - считает генеральный директор Ассоциации рекламодателей Федор Борисов. По его мнению, реклама алкоголя в последние годы была и без того ограничена. "После принятия поправок люди точно не станут меньше пить. Ведь реклама не стимулирует потребление алкоголя, она скорее могла формировать образ правильного и культурного потребления. Без рекламы такая возможность теряется", - сетует Борисов.
"Закон никак не повлияет на алкоголизацию населения, - продолжает директор Центра исследований федерального и регионального рыков алкоголя Вадим Дробиз. - Люди часто пьют по причине стрессов. Из-за проблем с экономикой тренд на увеличение потребления алкоголя прослеживается сейчас во всем мире". По мнению эксперта, в последние пять лет в рекламе спиртного шла исключительно борьба между брендами. "Поэтому ее запрет роста потребления алкоголя не остановит", - подытожил Дробиз.
С этим не совсем согласен президент Союза виноградарей и виноделов России Леонид Попович. "Реклама всегда стимулирует потребление любого продукта, это аксиома. И рекламы крепкого алкоголя точно быть не должно", - считает он. По мнению Поповича, сначала запреты на рынок не повлияют. "Но у каждой алкогольной марки есть свой жизненный срок, и довольно небольшой. Если в перспективе нельзя будет рассказывать потребителю об обновлении линейки продукции, рынок может стать структурно беднее", - полагает эксперт. А раз покупателю станет сложнее рассказывать о новом товаре, значит, реклама алкоголя подорожает. "Что в итоге ляжет тяжким грузом на стоимость продукции. Есть риск увидеть такое развитие событий уже через два-три года", - подытожил Попович.
Сейчас, напомним, реклама алкогольной продукции запрещена на первой и последней страницах печатных СМИ, телевидении, радио, на рекламных конструкциях, на всех видах транспорта, а также на расстоянии менее 100 м от детских, образовательных и медицинских учреждений.
Новые акцизные марки
В понедельник "Российская газета" публикует Приказ федеральной службы по регулированию алкогольного рынка (Росалкогольрегулирование) "Об утверждении образцов, перечня реквизитов и элементов защиты федеральных специальных марок". Документ устанавливает новые акцизные марки для крепких спиртных напитков и вин. В первую очередь, новация коснется отечественных виноделов. Напомним, что с 1 июля они были вынуждены остановить производство из-за отсутствия утвержденных акцизных марок. Дефицита продукции на рынке не возникло, благодаря июньским запасам. Теперь виноделы снова должны запустить конвейеры на полную мощность.