В Свердловской области прекращено уголовное дело, возбужденное по факту гибели рядового Айдерханова



При проведении предварительного расследования проверялись различные версии, в том числе о насильственном характере смерти военнослужащего, а также о доведении его до самоубийства.
В ходе следствия установлено, что 31 августа 2011 года военнослужащий покинул расположение части.

Спустя 3 дня его обнаружили висящим в петле в лесополосе недалеко от территории части. При осмотре места происшествия, выполненном с участием понятых и специалиста в области топографии, зафиксировано, что ветка, на которой был закреплен брючной ремень, находилась на высоте порядка 3 метров от поверхности почвы. На стволе имелись многочисленные сучки различной длины и диаметра. Под деревом обнаружены и изъяты солдатская кепка и фляга.

Поверхность почвы вокруг дерева имела естественное состояние, следов борьбы, волочения на ней не обнаружено.
Согласно заключению экспертов 97 Государственного центра криминалистических и судебно-медицинских экспертиз г. Самары смерть военнослужащего наступила вследствие повешения. Не согласившись с этим выводом, родственники погибшего заявили ходатайство об эксгумации тела, которое было удовлетворено. 27 сентября прошлого года в их присутствии и при участии понятых, экспертов, в том числе привлеченного потерпевшими, тело Айдерханова извлекли из места его захоронения.

С целью устранения сомнений, возникших у родных и близких погибшего, повторная судебно-медицинская экспертиза проводилась с участием эксперта, привлеченного родными погибшего. На этот раз ее, а также геномотипоскопическую и криминалистическую экспертизы выполняли в Москве в 111 Главном государственном центре судебно-медицинских и криминалистических экспертиз Минобороны России.

Согласно заключению экспертов причиной смерти рядового явилась механическая асфиксия от сдавливания органов шеи петлей при повешении. На вопрос "Наступила ли смерть Айдерханова Р.Р. от повешения или наложение петли было выполнено посторонним лицом посмертно (т.е. имело ли место повешение или удавление петлей)" эксперты ответили, что затягивание петли на шее военнослужащего происходило под действием его собственной массы тела.

"Ножевые ранения", на которые указывали родственники погибшего, на деле оказались надрезами, выполненными в ходе первичного судебно-медицинского исследования тела, которые не были зашиты по причине невнимательности медперсонала. Многочисленные ссадины на лице и кистях рук военнослужащего образовались либо в период судорожной фазы механической асфиксии, либо посмертно, например, от ударов о сучки дерева. Иных прижизненных телесных повреждений, включая следы, которые бы указывали на применение к военнослужащему сексуального насилия, на теле Айдерханова не обнаружено.

Версия о применении неуставных методов воздействия со стороны сослуживцев и командного состава в ходе предварительного следствия также не нашла своего подтверждения.

Согласно комиссионному заключению экспертов военнослужащий расстройством психики не страдал. Вместе с тем в период пребывания на военной службе из-за значительного изменения стереотипа жизни, необходимости адаптации к особенностям воинского коллектива с жестко регламентированным порядком существования у рядового возросла депрессивная симптоматика, что сопровождалось высоким суицидальным риском, обусловленным, в том числе, смертью матери, которая наступила за несколько месяцев до призыва Айдерханова на военную службу.

Таким образом, в ходе предварительного следствия факт доведения до самоубийства рядового Айдерханова Р.Р. своего подтверждения не нашел, вследствие чего виновных в его гибели не имеется.
Читайте полную версию на сайте