Самолеты научат приземляться вслепую
Разработкой подобной системы занимаются в Государственном научно-исследовательский институте авиационных систем (ГосНИИАС).
— Система слепой
посадки представляет собой камеру, работающую в инфракрасном диапазоне,
которая размещается на лайнере и транслирует пилотам на выдвижной
дисплей монохромное изображение внешней среды. Также система снабжается
телевизионной камерой высокого разрешения, которая для подстраховки
дублирует информацию, видимую пилотами через лобовое стекло. Система
будет иметь признаки искусственного интеллекта — автоматически
распознавать черты и элементы взлетно-посадочной полосы, обрисовывать ее
контур, — говорит один из авторов проекта, руководитель лаборатории
"Системы улучшенного и синтезированного видео" ГосНИИАС Олег Выголов.
— Все самолеты российского авиапрома будут оборудованы
системами улучшенного видения для обеспечения дополнительной
безопасности пассажиров, — рассказал "Известиям" знакомый с проектом
топ-менеджер ОАО "Объединенная авиастроительная корпорация" (ОАК).
Сейчас проект завершает стадию научно-исследовательской работы, начинается этап опытно-конструкторской разработки.
Наличие оборудования слепой посадки на борту позволяет
командиру экипажа отклоняться от некоторых стандартных правил посадки на
аэродромах, не оборудованных системами инструментального захода на
посадку. Снижаясь до высоты принятия решения и не установив визуальный
контакт с землей, командир может продолжить снижаться, ориентируясь на
показания бортовой системы слепой посадки. Без такого оборудования ему
пришлось бы уйти на второй круг или на запасной аэродром.
Подобная система, по словам Выголова, могла бы спасти
жизни пассажиров и членов экипажа разбившегося в апреле 2010 года Ту-154
польских ВВС: смоленский аэропорт был оборудован приборами, которые
дают возможность пилоту посадить самолет в условиях плохой видимости,
однако это не помогло избежать трагедии. По авиационной статистике,
плохие условия видимости — одна из основных причин катастроф и
авиационных происшествий. Есть даже специальный термин — "столкновение с
землей в управляемом полете". Это происходит из-за того, что экипаж
теряет ситуационную информированность. Системы улучшенного видения
должны решить эти проблемы. Сейчас подобное оборудование выпускается на
Западе и широко применяется в бизнес-авиации, например, для посадки
самолетов на небольших курортных аэродромах, где отсутствуют системы
инструментальной посадки.
В большие пассажирские лайнеры также начинают ставить
такие системы. Выголов говорит, что пока установка не приобрела массовый
характер, но уже становится трендом. Так, канадская CMC Electronics Inc
отчитывается, что ставит системы улучшения видения для Boeing,
конкурирующая компания из США Rockwell-Collins снабжает таким
оборудованием Airbus.
По словам руководителя подразделения организации потоков
воздушного движения ГосНИИАС Геннадия Чуянова, стоимость одного
комплекта оборудования составляет несколько сотен тысяч долларов. При
этом цена будет очень зависеть от объемов поставки: "каталожная цена
обычно в несколько раз выше, чем та, о которой можно договориться".
На ближайшие годы запланированы масштабные изменения в
системах отображения информации для пилотов: после 2018 года планируют
внедрять оборудование, которое будет дополнять реальное изображение
аэродрома его виртуальной трехмерной картинкой и подрисовывать на экране
маршрут следования на посадку.