Новая команда ФСИН проверит контракты Реймера

Федеральная служба исполнения наказаний (ФСИН), где недавно сменился руководитель, временно приостановила масштабные закупки новой аппаратуры. В ведомстве начался  внутренний аудит по ранее заключенным многомиллионным контрактам, которые уже становились причиной коррупционных скандалов. Проверяющих особо интересуют контракты на изготовление и поставку "электронных браслетов" для осужденных, по которым государство могло переплатить сотни миллионов рублей. Об этом пишут "Известия".

Мораторий на закупки был объявлен сразу же после смены директора ФСИН. Генерал-полковник Александр Реймер, пробывший на своем посту около трех лет, в июне этого года освобожден от должности, а его место занял бывший руководитель Государственной фельдъегерской службы Геннадий Корниенко.

Источники "Известий" во ФСИН утверждают, что новый шеф сразу же решил провести внутреннюю ревизию закупок техники, оборудования, товаров, продуктов и прочего необходимого для функционирования огромного хозяйства.

При Реймере, который был новичком в системе - пришел с поста начальника ГУВД Самарской области, ФСИН не раз сотрясали громкие коррупционные скандалы. "Известия" уже рассказывали о махинациях при закупках различной техники, в частности новейших систем охраны - комплексов интегрированных систем безопасности (ИСБ).

Это сложнейшая дорогостоящая и весьма специфическая аппаратура, которая объединяет все уровни электронной охраны и надзора за осужденными. Внутри ведомства искали виновных в закупке оборудования, которое за несколько лет так и не удалось ввести в строй, поскольку оно было поставлено в неполном объеме или оказалось неработоспособным даже в умеренных климатических условиях. 

Последняя проверка по аукционам и закупкам техники проводилась после публикаций в "Известиях" и закончилась лишь за пару месяцев до смены руководства ФСИН. Сейчас с ее результатами разбираются Счетная палата и Следственный комитет.

Новой темой для расследования могут стать электронные браслеты для осужденных, которых суд приговорил к ограничению свободы и передвижений. Во ФСИН "браслеты" именуют "системой электронного мониторинга поднадзорных лиц" (СЭМПЛ). Эта тема муссируется уже давно, однако до широкого применения по зарубежному примеру дело пока не дошло, хотя на 2009-2012 годы на внедрение СЭМПЛ было выделено 4,5 млрд рублей (только в 2010 году было освоено почти 850 млн. рублей).

Саму систему стали прорабатывать в России в начале 2000-х годов по инициативе тогдашнего главы ФСИН Юрия Калинина. Первыми образцами стали израильские и английские приборы. Были предложения и от российских производителей. Например, пермское КБ "Хитон" представило свои приборы, которые прошли испытания в Воронежском и Псковских институтах ФСИН. Также были предложения от компании "Интеллектуальные системы и технологии".

- ФСИН информировал производителей, что осенью 2010 года будет проведен аукцион на поставку СЭМПЛ, но он так и не состоялся, - с горечью говорит технический директор "Хитона" Александр Корноушкин.

По его словам, никаких объяснений не было. Однако еще до утверждения параметров в техзадании и выбора производителя была утверждена спецификация на браслеты в мобильном и стационарном варианте. По словам участников аукциона, перечень был подозрительно похож на продукцию самарской фирмы ООО "НПО Мета". Правда, цены были указаны выше, чем в предложениях "Меты" или других производителей. В конце концов единственным производителем стал специально созданный во ФСИН ФГУП "Центр инженерно-технического обспечения и связи" (ЦИТОС), а само производство налажено в его филиале в Самаре.

По данным "Известий", ЦИТОС создали на базе другого ФГУП тюремного ведомства - "Торговый дом "Вятка". И даже после преобразования ЦИТОС числился в категории компаний, основным видом деятельности которых являлась "Розничная торговля в неспециализированных магазинах незамороженными продуктами, включая напитки, и табачными изделиями". Причем зарегистрирован ФГУП был по московскому адресу, который один раз уже "засветился" в скандале с аукционом по закупке систем безопасности в 2010 году. То оборудование на 290 млн рублей с большим трудом до сих пор еще только вводится в строй. Между тем, главой ЦИТОС стал бывший гендиректор самарской "Меты".

- Стоимость поставляемых ЦИТОС "браслетов" и серверов мониторинга для региональных управлений ФСИН на порядок выше, чем рыночная у других производителей, - поясняет "Известиям" источник во ФСИН.

По его словам, по сравнению со схожей по параметрам продукцией "Хитона", которая используется в МВД, разница по закупкам 2010 года составляет около 300 млн рублей. При этом само качество изготовляемых приборов оставляет желать лучшего.

Например, эксперты отмечают большое количество ложных срабатываний приборов о якобы совершенным подназорным лицом нарушений. У сотрудников ФСИН вызывает недоумение и техническая особенность некоторых "барслетов". Например, ЦИТОС сейчас намерен выпускать "браслеты" на ногу со встроенным алкотестером, чтобы ежедневно проверять состояние подопечного. Чтобы подышать в тестер, закрепленный на лодыжке, осужденному придется проявить недюжую гуттаперчевость. Между тем, никакой закон не предусматривает для поднадзорного лица запрета на употребление спиртного. Иногда суд лишь ограничивает посещение питейных заведений, но принимать спиртное дома он не запрещает. По мнению сотрудников ФСИН, подобные технические решения созданы лишь для "накручивания" цен на продукцию ЦИТОСа.


Читайте полную версию на сайте