В Новосибирской области чиновница вернула в детдом девочку, которую воспитывала 12 лет
"Называй меня тетей"
- Ты поедешь в лагерь, - твердо заявила Марине мама сразу после Нового, 2011-го, года. Девочка послушно отправилась собирать вещи: отношения с Ольгой у нее в последнее время не складывались, она старалась лишний раз не перечить маме. Хотя какой, к черту, "маме"?
- Когда мне было лет 10, она сказала мне: не называй меня мамой! Зови
тетей Олей... - тихо говорит Марина. Пока мы беседовали, девочка не
проронила ни слезинки. За полтора года "перегорела"...
Тогда же, в 10 лет, Марина узнала, что она не родная дочь "тети Оли". Можете представить себе, какой шок при этом испытал ребенок - семейной тайной ей шарахнули по голове "добрые" соседи. Оказалось, Ольга удочерила ее еще 2-летней девочкой. Марину тогда подкинули в местную больницу. В это же время Федораевой заявили врачи: больше детей у вас не будет. А женщина так мечтала о двух дочках! Мать Ольги, врач той самой больницы, уговорила - давай возьмем эту кроху! Правда, звали девочку, также как и родную дочь Ольги - Мариной, и лет было столько же. Но ничего, можно переименовать... Так героиня этой истории получила второе имя и новую семью: приемные родители стали звать девочку Ирой.
На раскрывшуюся тайну удочерения родители никак не отреагировали. Лишь плечами пожали и отправили делать уроки - чего тут скажешь?.. Потом умерла бабушка, которая принесла Марину-Ирину в дом. Именно в тот период под крышу дома Федораевых между ребенком и "тетей-с-дядей" словно стена встала. И правда как неродные.- То Ольге Владимировне казалось, что Марина мало работает, - вздыхает соседка Лариса Максимова, она же учительница девочки. - Но это не так. Я сама видела как она и ведра с водой таскала, и огород поливала. Абсолютно нормальный трудолюбивый ребенок. То маме не нравилась учеба - девочка, действительно, звезд с неба не хватала, но старалась. В общем, жилось ей там нелегко, это чувствовалось...
Изменилась и сама Марина: стала огрызаться, трижды убегала из дома. В общем, как обычно ведут себя дети, получившие тяжелую психологическую травму. Так прошло 4 года...
Третья "мама" по счету
А потом были те сборы в лагерь, который оказался банальным детдомом. Шансов найти новую семью у нее практически не было. Усыновляют обычно умильных двухмесячных карапузов, а не 14-летних "гадких утят" с колючим взглядом и крепко сжатыми губами.
- Первый день очень много плакала - кажется не меньше суток, просто
лежала и не могла успокоиться. Сначала даже не верила, как так меня
бросили, - Марина делает паузу, а потом признается: - Если бы я сейчас
встретила их (девочка избегает как-либо называть своих бывших родителей -
Прим. авт.), я бы даже не поздоровалась, прошла бы мимо...
- Я как ее увидела: ну боже мой, и вправду как гадкий утенок из сказки... Детей сердцем выбирают, не умом. Я свое отдала - Марине и Лиде, они вместе в Центре держались (Новосибирский центр помощи детям, оставшимся без попечительства родителей – Прим. авт.), - вспоминает, подсовывая детям только что испеченные пироги, Татьяна Пушкина - уже третья по счету мама в жизни Марины. Правда, называет девочка свою кормилицу "бабушкой": - Да я и не против. Была у нее в жизни уже так называемая "мама", хватит уже...
Пенсионерка из Маслянинского района – Татьяне Николаевне 54 года - давно воспитала своих детей, а год назад решила поднять на ноги приемных. Прошла специальные курсы, собрала все бумажки и приехала в центр, где и нашла Марину. По ее просторному двору теперь носится орава ребятишек - к женщине еще и внуки приехали.
- Я когда Маринку сюда привезла, предложила: давай твоим бывшим родителям, если хочешь, позвоним. Все-таки столько лет вместе прожили. Набрала их номер. А они меня матерками... Мол, больше не звони нам. И такая злость меня разобрала, что я как закричу в трубку: "Вы за что ребенка выбросили?!" И все повторяла-повторяла им этот вопрос...
Нет квартиры - нет дочери?
- Вы за что ребенка выбросили?
Это уже я. Стою на веранде перед Ольгой Федораевой, сверлю ее глазами и пытаюсь понять: ну что же в ней не так? Что-то ведь должно быть НЕ ТАК, если она спустя 12 лет вырвала и выбросила из своего сердца дочку?
- Она не ладила с моими родными детьми. Сбегала из дома. Вы понимаете, это гены! Связалась с плохой компанией и тоже шла по наклонной. Мне просто страшно, что из нее вырастет... - даже не прячет взгляд мать двоих детей и специалист по социальной работе Ольга Федораева (она все-таки смогла родить вторую дочку, может, именно поэтому приемная девочка оказалась ненужной? - Прим. ред.).
Эта худенькая женщина в махровом домашнем халате со стойкостью оловянного солдатика перечисляет свои оправдания. За весь разговор ни разу не сменила позу, стояла прямо, сложа на груди руки. По-чиновничьи непробиваема!
- Родную дочь тоже в детдом сдали бы, если бы сбежала из дома? – не выдерживаю я.
- Причем тут это! – наконец-то в глазах показалось минутное замешательство.
Наверное, для родных дочерей Ольги дома было не жалко. А вот Марине-Ирине в нем... отказали. Дело в том, что девочку забыли (из-за чиновничьей безалаберности) поставить в очередь на жилье, которое положено всем сиротам. Точнее, поставили, но только прошлым летом – когда школьница уже жила в другой семье. Но и сейчас шансов, что к 18 годам она получит от государства причитающуюся квартиру, почти нет – очередь большая. В колыванском отделе опеки и попечительства уже сменилось руководство, так что спросить, почему ребенка оставили за бортом, не у кого.
- Мы сделаем все, чтобы эта ситуация была решена, - лишь пообещала нам новая начальница Люция Войтова.
Кстати, рассказала это все сама мне Ольга. Я уже догадываюсь, почему: поселок маленький, история Федораевых - на слуху. И жизни ей тут явно не дадут. Вот и сразу после нашего с ней разговора Федораева написала на своей страничке в "Одноклассниках": "Продам дом в р.п. Колывань". Видимо, все-таки совестно стало ходить на работу мимо плакатов со счастливыми детьми и призывами о семье или просто испугалась?..