Национальный союз зернопроизводителей анализирует причины снижения урожая-2012
"Неблагоприятные погодные условия сохраняются в ряде основных зернопроизводящих регионов России. Серьёзно пострадал от засухи юг России. Стабильно жаркая сухая погода ставит под угрозу виды на урожай в сибирских регионах, прежде всего, в Алтайском крае, - считает Скурихин. - Как известно, в ряде областей и краев на сегодняшний день введен режим чрезвычайной ситуации. Однако на основе многолетних наблюдений эксперты констатируют, что в целом по стране последствия засушливой погоды не слишком сильно выходят за рамки среднегодовых. Объективная реальность такова, что многие регионы РФ находятся в зоне рискованного земледелия, что может и должно отражаться в мерах соответствующей господдержки, предусмотренной регламентами ВТО".
По словам президента НСЗ, при оценке существующего положения дел в зерновом производстве необходимо учитывать системные факторы, ограничивающие развитие отрасли. "За последние 4 года ввиду череды кризисов многие зернопроизводители, как крупные, так и небольшие, оказались чересчур закредитованы. Острая нехватка оборотных средств зачастую вынуждает крестьян реализовывать продукцию по ценам ниже себестоимости. Свидетельством высокой степени закредитованности является то, что уже к середине 2012 года в бюджетах многих регионов исчерпан годовой лимит средств, предназначенных для субсидирования ставок по банковским кредитам для сельхозпроизводителей, - заявил Скурихин. - При этом, почти полностью освоен объём средств, предназначенных для этой цели в федеральном бюджете".
По данным НСЗ, часть российских сельскохозяйственных предприятий находится в разных стадиях процедуры банкротства. Бремя долгов снижает привлекательность развития сельхозпроизводства. Более того - утрачиваются финансово-экономические возможности для сохранения объёмов посевных площадей. По данным НСЗ, в нынешнем году банки снизили кредитование посевной примерно на 35%. Это повлияло на снижение площадей под зерновыми культурами (данные статистики на текущий момент не дают полной объективной картины, потому что часть сельхозпроизводителей отчиталась о посеве зерновых, на деле засеяв поля кукурузой на силос и рапсом) и снижение качества проводимых сельхозработ (в меньших объёмах вносились удобрения, снизился процент использования районированных семян высоких репродукций). Всё это, в совокупности с природными факторами, приводит к снижению урожайности и росту цен на зерно на внутреннем рынке.
"Урожай нынешнего года в любом случае обеспечит годовой объём потребления в РФ, - заявил президент НСЗ. - Основной интригой является предполагаемый объем экспорта. Мы предполагаем, что существенные переходящие остатки в объеме 15 млн тонн в любом случае позволят России сохранить за собой значительную роль на мировом зерновом рынке. Более определённо оценивать виды на экспорт можно будет оценивать в первой декаде августа, когда начнётся уборочная в Сибирском и Уральском федеральных округах".
Скурихин считает, что экономические причины снижения урожая необходимо всесторонне анализировать и искать решения для системных проблем зернопроизводства: "Вступление России в ВТО предъявляет высокие требования к конкурентоспособности отечественных производителей. Чтобы ликвидировать тенденцию к сокращению посевных площадей, необходимо искать системные решения для повышения рентабельности сельскохозяйственного производства".
В настоящее время НСЗ в тесном диалоге с Министерством сельского хозяйства РФ и Правительством России ведет разработку комплекса мер, направленных на стабилизацию внутреннего зернового рынка. Скурихин уверен, что текущий рост цен на зерно имеет веские экономические основания и должен помочь выправлению неблагоприятного финансового положения зернопрозводителей. Вместе с этим, само по себе подорожание зерна до сих пор неоднократно использовалось как повод для повышения цен на основные продукты питания, хотя экономическая взаимосвязь зачастую была сомнительной. Чтобы избежать повторения подобных спекуляций, НСЗ предлагает провести комплексную независимую экспертизу образования себестоимости основных продуктов питания. "Поскольку речь идёт про базовое наполнение потребительской корзины россиянина, этот вопрос касается сферы продовольственной независимости и безопасности. Значит, ценообразование должно быть прозрачным и абсолютно понятным для государства", - резюмировал Скурихин.