Александр Михельсон: «Цены на бензин в Алтайском крае уникальны»
- 1 июля в нашей с вами автомобильной жизни произошли серьезные изменения. Власти резко увеличили суммы штрафов (подробнее читайте: "Александр Михельсон: "Я поддерживаю увеличение штрафов"). Мы уже обсуждали эти новшества в одной из наших передач. И я говорил, что как не ужесточать наказания за нарушения, ведущие к пробкам, когда количество машин в разы превышает градостроительные нормы, никакие штрафы не помогут. Напомню, что при проектировании городов в 60-ых годах на 1 000 населения предполагалось наличие 60 автомобилей. Сейчас у нас в стране этот показатель уже достиг 250.
Тема резонансная и не удивительно, что все наше внимание было посвящено именно ей, а между тем с 1 июля произошло еще одно интересное событие которое осталось в тени. Повысились акцизы на бензин. Пару лет тому назад автомобилистам обещали, что повышение акцизов будет идти одновременно с отменой транспортного налога. И вроде бы все логично и справедливо - сколько ты ездишь, столько и бензина тратишь, "портишь" дорожное покрытие, выбрасываешь вредные вещества в атмосферу и т.д. А платить транспортный налог, к примеру, за транспортное средство, которое и вовсе не эксплуатируется, вообще неправильно. Но тогда все произошло как по фразе Виктора Черномырдина "Хотели как лучше, получилось как всегда". И акцизы повысили и налог остался. Я следил в то время за ценами и за год рост составил около шести рублей.
Ценники на бензин, которые мы сейчас видим в Алтайском крае, мне кажется, уникальны. В Москве и Санкт-Петербурге, да и в Новосибирске, бензин заметно дороже. У нас получился такой оазис и уголок стабильности, но мне кажется это временно.
Акцизы повысились только на некачественный бензин, который соответствует давно устаревшим стандартам Евро-3, с 5,6 до 6 рублей с литра. На бензин соответствующий стандарту Евро- 4 акциз не изменился. А при производстве бензина Евро-5, который в Европе уже давно является нормой, акциз даже уменьшается до 3,9 рублей за литр. 90% производимого в нашей стране бензина соответствует стандарту Евро-3. И мне кажется, что Евро-5 будет стоить рублей 40 как минимум.
Естественно все эти повышения лягут на наши с вами плечи. Мы из собственного кармана оплатим попытки принудить нефтяников выпускать качественный бензин. При этом непосредственно к ним никаких санкций закон не предусматривает. И все разговоры о заботе об экологии, модернизации, скорее всего, превратятся в болтовню.
В свое время мы догоняли и пытались перегнать США, и вот нам это удалось, наши цены на бензин уже выше. При этом в Норвегии, которая также добывает много нефти, цены на бензин космические, на наши деньги - около 80 рублей. А может быть, так все и должно быть? И мы просто с советских времен привыкли к низким ценам…
Свое мнение по этому вопросу высказал заместитель главного редактора "КП"-Барнаул" по радио, автомобилист со стажем Сергей Томин:
- В Венесуэле литр бензина стоит 47 копеек, в Туркмении – 68 копеек, в Ливии - 4 рубля 17 копеек, в Иране - 3 рубля 39 копеек, в Азербайджане - 4 рубля 37 копеек. А у нашего ближайшего соседа Казахстана – 17 рублей 97 копеек. Это средние цены по стране. А в России она составляет около 30 рублей. И меня в этом вопросе интересует, где граница терпения у народа. С 1 июля подняли акцизы и на алкоголь, и на табачную продукцию. И сколько я не спрашивал, никто меньше пить и курить не собирается из-за этого. С бензином та же самая ситуация, куда деваться-то, все равно заправлять машину надо…
Действительно Сергей, куда нам деваться. Но цены на топливо отражаются в ценах товаров, и тут вопрос в покупательской способности населения и предел у нее есть.
Я провел у себя на сайте голосование, узнав при какой цене бензина АИ-92 автомобилисты готовы отказаться от ежедневного использования автомобиля. При 25 рублях – 5%, при 30 рублях – 25%, при 40 рублей – 20%. И оставшиеся - 50 рублей и более. А какая реакция на удорожания топлива будет на самом деле, покажет только время.